Андрей шарков
Содержание:
«Если сам не помру, то сериал доведу до конца»
Судмедэксперт Панов называет Швецову Манюней — в сценарии этого не было, Шаркову это пришло в голову на площадке. Фото: Россия 1
— Андрей Анатольевич, 19 сезон проекта «Тайны следствия» в эфире. А 20 сезон снят. Откуда силы? Не утомило еще жмуриков осматривать?
— Все в жизни надоедает — и манная каша, и конфеты с ликером. Все самое вкусное и лучшее. Но когда мне в голову пришла мысль «Может быть, хватит?», я дал себе слово — нет уж. Если сам не помру, то сериал доведу до конца. Ведь мы были самыми первыми актерами сериала, кто участвовал в первом съемочном дне — Аня Ковальчук (сотрудник СК РФ Мария Швецова), я и Саша Новиков (майор полиции Федор Курочкин). 20 лет сериалу — целая жизнь! В нем было все: и радости, и горести, и ругались, и мирились. Все, как в жизни.
— Анна вспоминала, как в первый день съемок, когда все шло не так, и вы чуть ли не разрыдались со словами «Да за что мне это все?».
— Наверно, это был второй день все же. Мы снимали в лесу, на кладбище. Суровая зима, снег по колено. Машина застряла в снегу, мы выталкивали и сзади, и спереди — все это долго снимали. Ноги вымокли, все замерзшие. Эта сцена и в сериал-то потом не вошла. Но толкали машину мы часов пять. И в итоге — да, я сел и заплакал: «Господи, за что мне это все?». А режиссер подошел и шепотом на ушко: «За деньги». Ну и правда, думаю, не бесплатно же я сижу жопой в снегу.
— Фразочки, реплики героя, которые стали крылатыми, и обращение к сыщику Швецовой как к «Манюне» — ваша выдумка?
— Есть артисты, которые готовятся к роли и дома что-то заранее придумывают. В театре таких особенно много. Так вот я никаких заготовок никогда не делал. Все это рождается на площадке само собой, без натуг и установок, в лучах камеры.
— Как чаще всего вас узнают люди в Петербурге? Как театрального актера, звезду «Тайн следствия» или, может, Варенуху из «Мастера и Маргариты»?
— Конечно, «Тайны следствия» превалируют. Но были и любопытные случаи. В Москве, к примеру, меня узнают по спектаклю. На сцене театра Моссовета мы с Витей Сухоруковым играем замечательную постановку «Встречайте, мы уходим». Так вот узнают по этой роли: иду по городу — подходят, благодарят за конкретный спектакль. Это большая редкость. «Мастера и Маргариту» тоже часто вспоминают.
— Не удалось Сухорукову вас в Москву переманить?
— Он и не особо звал. И другие тоже не зовут. Да и не поеду я уже никуда. В Петербурге (актер родился в Мурманске, учился в Екатеринбурге, потом Нижнем Новгороде, потом переехал в Ригу, откуда — в Питер; родня актера живет в Уфе, куда эвакуировали бабушку Шаркова во время войны) уже освоился.
Москва — и простой, и сложный город. Если человек талантливый, его замечают, город подхватывает. А Питер очень холодный, присматривающийся, местечковый. Сильно развито понятие «свои», наш или не наш. Мне пришлось всю жизнь прожить, чтобы меня узнали в театральном сообществе. И на первых ролях я не нахожусь, не претендую, просто знают и все. В Москве такого нет — там скопление людей со всей страны. Пробиваться проще.
— Это обидно? Столько лет работаете в театре, а узнают как эпизодника из «Тайн следствия» — по первой, собственно, кинороли?
— Ничего особенного в этом не вижу. Абсолютно не кривя душой скажу: узнаваемость, слава, популярность — это все часть профессии, но. Этого хочется до 40 лет. Когда молодой. А когда седьмой десяток, жизнь в большей степени прожита. Конечно, хочется и поиграть еще, и чтобы похвалили.
Я отдаю себя работе, безусловно. Но стремления к адреналину этой славы нет уже. Смотрю на богатых и думаю: что ж вам еще надо? Почему если столько накоплено, зачем еще столько? Как можно с этим жить? Куда вы все бежите, зачем? Все же есть. Живи и получай удовольствие. У Есенина есть замечательная фраза про это: «Я теперь скупее стал в желаньях». Это чисто возрастное качество, которое я приобрел. И в жизни, и на сцене таких амбиций стало меньше.
— Не жалеете, не зовете, не плачете?
— Я правда доволен судьбой. Да, что-то не получилось, не состоялось. И что? Хотел сыграть Хлестакова, но сейчас при всем желании чисто физически не пробегаю этот спектакль. Нет жалости. У меня есть много того, чего никогда не было. Поэтому не ропщу на судьбу. И благодарю Бога за каждый день.
Биография
Шарков Андрей Анатольевич родился в 1 января 1958 года в Мурманске. Его семья не была связана с творчеством. Отец и мать были медработниками и они уверены были, что сын пойдет по их стопам.
Андрей не хотел быть медиком, пусть и всегда увлеченно слушал рассказы о работе отца и матери.
Мама актера также хотела стать актрисой. Она даже закончила театральное училище, но карьеру актрисы сделать не смогла. Детские годы Шаркова прошли в Уфе, где жила его бабушка.
Андрей всегда тянулся к театру, он был лучшим в школе на проходящих постановках. Мальчик записался в театральный кружок. Он всегда был душой компании и весело проводил время с товарищами. Парень – настоящий весельчак. Он обожал радовать ребят новыми смешными историями и популярными анекдотами. Быть в центре внимания и радовать друзей – были основные задачи Шаркова на тот момент.
Юношество
Когда Андрей закончил учиться в школе, он принял решение поступать в театральный ВУЗ. В этих целях он и отправился в Санкт-Петербург, но его попытка сдать экзамен провалилась.
Опускать руки парень не стал, а потому поехал поступать в Свердловское театральное училище и смог достичь поставленной цели.
Обучение в СТУ продлилось всего 1 год. Андрей прогуливал лекции, а потому был отчислен из учебного заведения. Отчисление не помешало Андрею поступить на второй курс в Нижнем Новгороде в местное театральное училище.
Там же он познакомился с Е. Дворжецким, дружба между ними длилась до самой смерти актера, который ушел из жизни в 1999 году.
В 1979 году Андрей получил диплом. В том же году он отправился в Ригу.
Профессиональная жизнь в театре
Найти работу в Латвии не удавалось. Парень жил в комнате своей мамы. Денег не хватало, а на работу в театр его не брали. Он не доедал и переживал полную нищету.
После этого сложного периода, все в жизни Андрея наладилось. Мужчина получил предложение работать в театре. За пару лет он сменил 11 театров в разных городах РФ.
В большей степени такая частая смена заключалась в том, что Андрей пытался найти для себя идеальное место, где ему было бы комфортно, его уважали и ценили.
В 1994 году Андрей Шарков остановился в Санкт-Петербурге. В детские годы он мечтал работать в Большом Драматическом Театре и Товстоногий пригласил его. Андрей был счастлив, но уже позже понял, что это место неидеально. За спинами актеров постоянно плелись интриги.
Андрей наблюдал со стороны, как достойные роли обходили его стороной, а также других талантливых людей. Нелюбовь к непрофессионализму всегда присутствовала в его жизни. Вместе с труппой актер давал гастроли в России, а также Европе.
На счету актера разной важности роли: в «Макбете» он сыграл первую ведьму, в «Лесе» Островского – Милонова, в «Фоме» Достоевского – Обноскина, в «Мамаше Кураж и ее детях» Брехта – солдата из Италии Фельдфебеля, в Шекспировской «Ромео и Джульетте» — Лоренцо, а в Диккенсе «Пиквиксий клуб» — Талмена. Конечно же, список ролей Шаркова можно перечислять долго
Актер признается, что ему не всегда предпочтительно играть главные роли на сцене. От вторых ролей он получает не меньшее удовольствие.
Работа в кино
Актер смог раскрыть свой талант на съемках российских сериалов. Когда ему было за 40 лет он впервые познакомился лично с миром кинематографа. Зритель смог по достоинству оценить его дебют во втором сезоне сериала «Улицы разбитых фонарей». Следом за этим Шарков сыграл в многосерийных проектах: «Агент национальной безопасности», «По имени барон», «Крот».
Всеобщая любовь и популярность к актеру пришла после работы на съемочной площадке сериала «Тайны Следствия» в 2001 году. Проект был продлен на 16 частей. Шарков предстал в образе Л. Панова – судмедэксперта по прозвищу Леня. Его персонаж очень харизматичен, обладает отличным чувством юмора и носит берет. Зритель тут же полюбил его.
Всего Шаркову принадлежит в кино больше 80-ти ролей. Он снимался не только в сериалах, но и полнометражных фильмах. К примеру, в 2012 году «Возвращение» и в 2013 году «Три мушкетера». Роли были эпизодическими.
Личная жизнь и увлечения
Шарков женат на актрисе театра и кино Т. Капитоновой. Их знакомство состоялось еще во времена обучения. Вместе они учились на одном курсе. Актер говорит, что Татьяна заинтересовала его в первую очередь, как актриса, он видел в ней большой талант и профессионализм, а уж потом смог разглядеть женщину.
Он является очень притягательным мужчиной, но всегда был верен своей избраннице. Только на сцене он герой-любовник, а в жизни – однолюб.
Актерская пара так и не стала родителями.
Актеру нравится путешествовать. Он привязан к своей работе и очень рад, что она позволяет ему открывать для себя новые страны. В гастролях он никогда не сидит на месте, изучает новые города и знакомиться с культурными особенностями страны.
«Как хорошо, когда дети могут приехать на Рождество»
Варенуха в сериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» (2005). Фото: кадр из фильма
— Борис Щербаков пожаловался недавно, что спектакли отменились, и он буквально копает картошку на даче, чтобы прокоромиться. Как поживает театр в Петербурге?
— У меня немного спектаклей в БДТ, и они тоже отменяются: «Алиса» с Алисой Фрейндлих в главной роли и «Палачи» с Олегом Басилашвили. Очень редко идет «Калека с острова Инишмаан», «Фунт мяса». Однако играю в Москве два спектакля в месяц с Сухоруковым — «Встречайте, мы уходим». Так что работа есть. Да и все мы по большому счету поколение уходящее. В БДТ пришло очень много молодежи, это естественный процесс.
— Вы говорили, что не любите плохих актеров.
— На дух не переношу!
— Сейчас их много?
— Очень много! Очень! Поубивал бы. Уходит владение профессией. И актерской, и режиссерской.
— Что такое плохой актер?
— Вот бытует мнение, что если актер выходит и может сделать то и это — он уже владеет профессией. Ну нет же. Очень страшно отстает и режиссура. Есть вещи, которые недопустимы. Возьмем простой пример. Вот я как зритель смотрю спектакль и слышу: «А сейчас героиня убьет ребенка!». Сильнейшее ощущение? Безусловно. А потом актриса начинает это играть. Но мне уже неинтересно, потому что я испытал это ощущение заранее, понимаете?
Мне сразу закладывают в голову сильную с эмоциональной точки зрения информацию. Играть после этого ничего не надо. Я уже получил восприятие. Помните фильм «Отец солдата» 1965 года? Там едет молодой парень, который управляет лошадью, у которого спрашивают: «А ты чего не на войне?». Болтают, болтают. А потом парень спрыгивает с лошади, а ног нет. Все. Сильно? Да. И играть не надо. Я сразу понимаю, почему он не на войне. Это и есть режиссура.
— Не поспоришь. А как срежиссировать личную жизнь, прольете свет? С 1984 года вы с женой Татьяной вместе. Это подольше, чем даже «Тайны следствия» в эфире.
— Никаких секретов нет. Должна оставаться порядочность, больше ничего. Уважать друг друга. То, что физиология играется, гормоны прыгают — естественно. Мы все — живые организмы, животные где-то даже. Я могу ошибаться. Но неприлично старому пердуну ходить к молодой девушке.
Фото: кадр из сериала
Думаете, ей приятно видеть висящую кожу на руках? Дряблую. В жизни в это не поверю. Ни у кого нет позывов что ли к молодому телу? У всех есть. Но если вы прожили с человеком бОльшую часть жизни, а потом бросаете ее уходите к молодой — ну как это? Понятно же, что дело только в физиологии. Молодое тело. Никто не уходит к дамам старшего возраста. Жене было 50 лет, а он ушел к женщине 70 лет. Слышали про такое? Я нет.
— А любовь?
— Любовь как раз это далеко не физиологическая потребность. Более возвышенное, доброе чувство — к людям, детям, жене, Богу. И пошло-поехало.
— Сложно жить без детей столько времени?
— (пауза) Есть, конечно, некая жалость. Грусть что ли…Вот у других есть дети, а у нас нет — на таком уровне. Как хорошо, что они могут позвонить, прийти в гости, на Рождество приехать. Такое есть.
— Новый год с женой вы любите встречать в разных местах. Как на этот раз, получится?
— Надеюсь, что получится. Мы полгода вообще не в стране привели — во время карантина были в Латвии. Нашли там домик и снимаем. Замечательные хозяева, мы сдружились. Договариваемся заранее и, если у них не занятно, там живем. Самое дивное место на земле. Если б был скоростной поезд или вертолет, то я жил бы там, а сюда только приезжал работать. Лучше для себя ничего не знаю. Последние пять лет никуда больше не ездил — только там провожу время.
Только вчера вернулся оттуда, кстати. Послезавтра спектакль в Москве, и опять поедем туда. Роскошь: дом на берегу реки, которая впадает в озеро, шесть километров вокруг нет никого. Ни-ко-го. Там есть два замечательных кота, которые меня обожают, под окнами утром бегают олени, зайцы, лисы ночью, лебеди плавают — одного мы даже спасали. Так что дел — куча. Яблочный сад, неземная красота. Чистая благодать. Утром прихожу на озеро в ночной рубашке, сижу, смотрю на воду и думаю: «Господи, как же быстро жизнь прошла».
«Тайны следствия», Россия 1, понедельник-пятница, 21.10
Андрей Шарков сейчас
14 декабря 2020 года на канале «Россия-1» стартовал премьерный показ 20-го сезона «Тайн следствия». Образ циничного, но доброго судмедэксперта в ленте по-прежнему создает Шарков. В первом эпизоде сериала Мария Швецова с коллегами расследует ограбление коллекционера живописных полотен Загревского. В 2020-м и 2021 годах уроженец Мурманска продолжил съемки в полнометражном фильме «Клоун — это я!» режиссера Андрея Носкова, где вновь встретился с давними партнерами по площадке, Барковским и Тютрюмовым.
Андрей Шарков в сериале «Тайны следствия»
Андрей Анатольевич продолжает служить в БДТ имени Георгия Товстоногова — в частности, исполняет роль Шейлока в премьерном спектакле «Фунт мяса», идущем на второй сцене театра. 17 марта 2021 года актер стал гостем передачи «Судьба человека», где поделился смешными и грустными эпизодами биографии. Борис Корчевников проверил, как выглядит Шарков не в привычном по роли Леонида Панова берете, а в других головных уборах — котелке, тюбетейке и феске — и сделал фото на память.
Андрей Шарков (актер): личная жизнь
Свою вторую половинку наш герой встретил в стенах театрального училища, расположенного в городе Горьком (Нижнем Новгороде). Однокурсница Татьяна Капитонова покорила его не только миловидной внешностью, но еще природным артистизмом и высоким интеллектом. Ему было 20 лет, а ей – 23 года. Андрей сделал все, чтобы покорить сердце Тани.
В 1984 году пара вступила в официальный брак. Капитонова Татьяна снималась в фильмах «Вы чье, старичье?», «Объяснение в любви» и другие картинах именитых режиссеров. Но впоследствии ее актерская карьера пошла на спад.
Всю свою жизнь женщина посвятила заботе о любимом муже. Детей у супругов нет. Поначалу продолжению рода мешали финансовые трудности. А потом стало просто поздно.
Театр и фильмы
Всероссийскую известность Андрей Анатольевич получил осенью 2000 года после выхода первых эпизодов детективного сериала «Тайны следствия». Шарков снимался и в других многосерийных лентах о буднях сотрудников правоохранительных органов — «Улицах разбитых фонарей» и «Убойной силе», «Агенте национальной безопасности» и «Литейном-4». Однако именно роль патологоанатома Леонида Панова стала визитной карточкой актера. Благодаря остроумным репликам персонажа Шаркова сага о следователе Марии Швецовой приобрела теплоту, Андрей Анатольевич придумал прозвище Манюня героине Анны Ковальчук.
Помимо Панова, зрителям запомнилась роль уроженца Мурманска в сериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита». В экранизации романа Михаила Булгакова актер предстал в образе администратора Ивана Варенухи.
Андрей Шарков в роли Варенухи в сериале «Мастер и Маргарита»
В сериале «Ленинград-46» Шарков перевоплотился в антиквара Ефима Марковича Шраймана. В 2019 году Андрей Анатольевич сыграл еще двух персонажей еврейской национальности — Перельмутера в короткометражном фильме Анны Меликян «Про любовь» и портного Эйгенсона в 12-серийном ретродетективе «Подкидыш». Во второй из этих лент была и привычная для Шаркова роль судмедэксперта, но она досталась другому актеру — Сергею Барковскому. В «Подкидыше» снялась плеяда знаменитых питерских артистов — Сергей Бызгу и Сергей Мигицко, Маргарита Бычкова и Александр Тютрюмов, а в главных персонажей — жулика и майора милиции — перевоплотились Антон Шагин и Тимофей Трибунцев.
На подмостках БДТ Шарков исполнил роли Игумена в «Борисе Годунове» и Брата Лоренцо в «Ромео и Джульетте», Шприха в «Маскараде» и Шалтая-Болтая в «Алисе». Московским театралам актер знаком по блистательному дуэту с Виктором Сухоруковым в спектакле «Встречайте, мы уходим», поставленном Сергеем Арониным в Театре имени Моссовета.
Фильмография
Год | Заглавие | Роль | |
---|---|---|---|
2000—2001 | с | Потаенны следствия-1
|
Леонид Панов, судмедэксперт |
2001 | с | Крот | Выгорцев, банкир |
2001 | с | Агент государственной безопасности-3 | Станислав Пантелеевич Рудаков |
2001 | с | По имени Барон | «Рыхлый» |
2001 | с | Убойная сила-3: | Кошкин |
2001 | с | Улицы разбитых фонарей-4 | Шах |
2001—2004 | с | Чёрный ворон | клиент дяди Коки |
2002 | с | Потаенны следствия-2
|
Леонид Панов, судмедэксперт |
2003 | с | Бандитский Петербург. Кинофильм 5. Опер | Эрлих, доктор |
2003 | с | Бандитский Петербург. Кинофильм 6. Журналист | Эрлих, доктор |
2003 | с | Потаенны следствия-3
|
Леонид Панов, судмедэксперт |
2003 | с | Чужое лицо | Каштоянц |
2004 | ф | Игра on-line | Соловей |
2004 | с | Спецназ по-русски-2
|
Михалыч, эксперт |
2004 | с | Потаенны следствия-4
|
Леонид Панов, судмедэксперт |
2004 | ф | Тимур и его коммандос | Аслан Мамедович |
2005 | с | Братва | Вилен |
2005 | с | Брежнев | один из рабочих металлургического завода |
2005 | с | Золотой телёнок | Бомзе |
2005 | с | Царство кривых… | директор школы |
2005 | с | Лабиринты разума
|
Тормоз |
2005 | с | Мастер и Маргарита | Иван Савельевич Варенуха, админ Варьете |
2005 | ф | Теплая зима | Дед Мороз |
2005 | с | Одна тень на двоих | Миша Петрович, отец Андрея |
2005 | с | Риэлтор | Якоб, шведский риэлтор |
2005 | с | Потаенны следствия-5
|
Леонид Панов, судмедэксперт |
2006 | с | Вызов-1 | Борзов |
2006 | с | Жизнь и погибель Лёньки Пантелеева | Иосиф Григорьевич Левин, психиатр |
2006 | ф | Маскарад | Имя персонажа не обозначено |
2006 | с | Морские дьяволы-1 | шейх |
2006 | ф | Питер FM | программный директор |
2006 | ф | Рататуй | Альберт Яковлевич |
2006 | с | Скрытый поручения | Валентин Павлович Ананьев, подследственный |
2006 | с | Сонька Золотая Ручка | Абрам Циммерман, ювелир |
2006 | с | Старенькые дела | Сергей Сергеевич Моралов (Мориарти), узнаваемый бизнесмен, фаворит криминальной группировки |
2006 | с | Потаенны следствия-6
|
Леонид Панов, судмедэксперт |
2007 | ф | Ветка сирени | импресарио |
2007 | с | Дюжина правосудия | режиссёр |
2007 | с | Закон мышеловки | эпизод |
2007 | с | Литейный, 4 (1-й сезон) | Штраус |
2007 | ф | Ночные гости | агент-импресарио |
2007 | ф | Перстень наследника династии | искусствовед |
2007 | ф | Поводырь | врач-офтальмолог |
2007 | с | Потаенны следствия-7
|
Леонид Панов, судмедэксперт |
2008 | с | Двое из ларца-2 | Филин, и. о. начальника отдела кадров |
2008 | с | Золото Трои | Риккардо Каталани |
2008 | с | Новенькая жизнь сыщика Гурова | Спиноза |
2008 | ф | Платьице от кутюр | «композитор» |
2009 | с | Дорожный патруль-3 | Соломинцев |
2009 | с | Одержимый | Дмитрий, телевизионщик |
2009 | ф | С чёрного входа | Имя персонажа не обозначено |
2009 | с | Потаенны следствия-8
|
Леонид Панов, судмедэксперт |
2010 | с | Дом у большой реки | Иван Тимофеевич Морковкин, старенькый доктор |
2010 | с | Сонька. Продолжение легенды | Абрам Циммерман, ювелир |
2010 | с | Улицы разбитых фонарей-10 | Бобров |
2011 | с | Возмездие | Виталий Михайлович, директор конторы по уборке квартир |
2011 | с | Потаенны следствия-9 | Леонид Панов, судмедэксперт |
2011 | с | Потаенны следствия-10 | Леонид Панов, судмедэксперт |
2012 | ф | Подземный переход | Илья Борисович |
2012 | ф | Конкретно Сибирь/Ausgerechnet Sibirien | Сергей Карпов |
2012 | ф | Как назло Сибирь | Имя персонажа не обозначено |
2012 | с | Бывшая супруга | директор галереи, эпизод |
2012 | ф | Всё началось в Харбине | Ивашко |
2012 | с | Принцип Хабарова | директор галереи, эпизод |
2012 | ф | Возвращение | Имя персонажа не обозначено |
2012 | с | Потаенны следствия-11 | Леонид Панов, судмедэксперт |
2013 | с | Потаенны следствия-12 | Леонид Панов, судмедэксперт |
2013 | с | Потаенны следствия-13 | Леонид Панов, судмедэксперт |
Студент
Куда после окончания школы отправился Андрей Шарков? Биография указывает на то, что парень собрал чемоданы и поехал в Ленинград (сейчас это город Санкт-Петербург). Он пытался поступить в ЛГИТМиК, но экзамены провалил. Уроженец Мурманска не стал отчаиваться. Молодой человек поехал в Свердловск (ныне Екатеринбург). Там его приняли в местное театральное училище. А через год Шаркова отчислили. А виной всему его острый язык и постоянные пропуски занятий.
Парень снова купил железнодорожный билет. На этот раз он прибыл в город Горький (сейчас Нижний Новгород). Андрей успешно справился со вступительными испытаниями. Его зачислили сразу на 2-й курс.
Детство и юность
Будущий актер родился 15 января 1958 года. Родители Андрея были врачами и надеялись, что сын также получит медицинское образование. Однако Шарков-младший с детства любил быть в центре внимания и занимался в театральном кружке. Надо сказать, что другие члены семьи тоже не ограничивали свои интересы медициной — мать-стоматолог в молодости получила вокальное образование, а отец-военврач увлекался изучением насекомых, особенно — комаров.
Андрей Шарков и его жена Татьяна Шаркова / «Фейсбук» и кадр из сериала «ППС»
После получения школьного аттестата Андрей попытался стать студентом Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Когда экзаменационная комиссия кузницы артистических кадров в городе на Неве сказала уроженцу Мурманска «нет», юноша поступил в аналогичное учебное заведение Свердловска.
В уральском театральном вузе Шарков не прижился и перевелся в Горьковское училище. В 1979 году Андрей стал дипломированным актером, но сменил за 15 лет десяток театров, пока не нашел подмостки, ставшие ему родными, — БДТ имени Г.А. Товстоногова.