Про сериал «а.л.ж.и.р.»

Краткое содержание серий кинофильма АЛЖИР

1 серия

История фильма начинается в 1939 году в Москве. Ольгу арестовали за то, что она была признана женой изменника Родины, авиаконструктора Константина Павлова. Ольгу и других заключённых привезли в Казахстан, где находился женский Карагандинский трудовой лагерь. Вместе с Ольгой в лагерь доставили рецидивистку Аглаю Демидову, престарелую казашку Байлам, учительницу химии Лазуркину и оперную певицу Софию Тер-Ашатурову. Пётр Баринцев оказался не только директором лагеря, но и поклонником Софьи.

2 серия

Женщинам в лагере сообщают, что собирается агитбригада из тех заключённых, которые обладают всевозможными талантами. София решает, что в бригаду должна попасть не она, а любовница её супруга Лариса Вербо, которая ждёт ребёнка. Казашка Демеш попала в трудовой лагерь по нелепой случайности, и Ольга ломает голову, как помочь женщине сбежать.

3 серия

Федька Чума, с которым у Аглаи был роман, отбывает наказание в соседнем лагере. Женщина приходит к следователю Амелькину и предлагает перевести уголовника в А.Л.Ж.И.Р., взамен на информацию о готовящемся побеге.

4 серия

Ольга понимает, что Аглая рассказала Амелькину о её планах и решила отложить побег, чем разозлила следователя. Супруг Демеш также задержан и арестован. Сын передаёт письмо Лазуркиной и та просит начальника лагеря о свидании. Аглаю приговорили к расстрелу, и она решается на побег.

5 серия

Сын начальника лагеря Ваня устраивает взрыв в школе на уроке. Лазуркина рискует своей жизнью и спасает Ваню. Мальчик просит отца отменить расстрельный приговор заключённой. Высокопоставленные гости концерта, который проходит в лагере, хотят попариться в бане, но запасы воды ограничены. Демеш отправляют за водой, и женщина пускается в бега.

6 серия

Аглая пускает пулю в Софью, которая оказывается любовницей Федьки. Но, мужчина закрывает своим телом возлюбленную. Аглая погибает от рук Амелькина. Глотов передаёт Ольге куклу, которая была у сбежавшей Демеш. Кукла вся в крови.

7 серия

Ольга хочет создать швейный цех из бывших ткачих. У Ханны Платайс рождается ребёнок, которого забирают из лазарета. В лагерь привозят новую партию заключённых, среди которых Глотов узнаёт собственную мать. Женщина еле передвигает ногами.

9 серия

Началась война, и в лагере открыли швейный цех. В городской больнице скончался фельдшер. Умершую выдают за Софью, которая становится Антониной Клюевой.

10 серия

Ольга ломает швейную машинку, когда узнаёт, что её дочь не нашли. Ночью вместе с Глотовым они чинят рычаг. Амелькину срочно делают операцию. Мужчина спасён, приходит благодарить Клюеву, и узнаёт в ней Софью. Ольга узнаёт, что её супруг находится в лагере, он жив.

Гражданин начальник с человеческим лицом

АЛЖИР просуществовал с 1938 как раз по 1953 год. За это время в лагере сменилось три начальника: сначала его возглавлял Александр Бредихин, а с 1 января 1939 года начальником Акмолинского отделения стал Сергей Баринов. В 1940 году лаготделение ненадолго возглавил Михаил Юзипенко, но после начала Великой Отечественной войны он стал замом Баринова, а последний снова стал руководить 17-м спецотделением.

«Баринова однозначно бывшие «жены» вспоминают как человека не злого, достаточно просвещенного, сдержанного», — пишет в своей книге Екатерина Кузнецова, которая беседовала с Бариновым в Долинке, бывшем административном центре Карлага, где он остался жить после выхода на пенсию. Офицер НКВД, служивший в областном управлении в Калинине (нынешняя Тверь), был «сослан» в Казахстан за слишком смелое письмо Сталину о перегибах на местах. Осужденные женщины называли его Валерьян Валерьянович — за способность поговорить и, если нужно, утешить тех, кто по документам проходил как «особо опасный элемент».

Сохранилось и видеоинтервью Сергея Баринова: в 2009 году режиссер Дарья Виолина, внучка узницы АЛЖИРа Лидии Френкель, сняла о лагере для жен «изменников родины» фильм под названием «Мы будем жить», где использовала эти кадры. «У нас был строжайший режим, все это было… Иначе его бы там не было. Но он понимал, с кем он имеет дело», — говорит о бывшем начальнике Акмолинского спецотделения бабушка автора фильма. «А вы верили, что они жены врагов народа?» — спрашивает закадровый голос у самого Баринова. «Никогда не верил, никогда не верил», — отрицательно мотает головой седой мужчина, снятый на черно-белую пленку.

Екатерина Кузнецова, встречавшаяся с Бариновым несколько раз, рассказывала о письмах, которые он получал от бывших осужденных. Приезжая в Москву, останавливался у тех, кто в 1939 году обращался к нему «гражданин начальник». В 1990 году бывшие заключенные АЛЖИРа собирали подписи в защиту бывшего нквдшника — на волне разоблачений Сергея Баринова хотели судить «судом чести» как «сталинского палача». Жертвам тогда удалось его защитить.

Лия Соломянская

И еще одна жена, мать, бабушка… В лагере АЛЖИР отбывала срок Лия Соломянская, бывшая супругой писателя Аркадия Гайдара. В этом браке родился сын Тимур, будущий журналист и контр-адмирал и отец знаменитого политического деятеля Егора Гайдара. Однако после пяти лет совместной жизни Лия ушла к другому – журналисту Израилю Разину. Это сыграло в ее жизни роковую роль… Вскоре Разина арестовывают как «контрреволюционера» и «террориста» и расстреливают. Вслед за супругом арестовали и Лию, отправив ее в Акмолинск.

Лия Соломянская

Аркадий Гайдар усиленно хлопотал за бывшую жену. Он даже лично звонил всесильному (на тот момент) наркому Ежову. И добился своего – в 1940 году женщина вышла на свободу и смогла вернуться в Москву.

Современное кино с 1980 г. по настоящее время

В середине 1980-х годов алжирское кино пришло в упадок, и крупные производства стали редкостью. Некоторые связывают этот факт с нежеланием государства субсидировать алжирский фильм. Были некоторые успехи, в том числе комедия Мохамеда Оукасси 1994 года « Карнавал фи Дахра» , снятая на арабском языке Магри и рассказывающая о человеке, который баллотируется на пост мэра своей деревни (или «дахры») только для того, чтобы быть соблазненным властью и стремиться к власти. стать президентом Алжира. « Атман Алиуэ» и « Салют кузен! » (1996) режиссера Мерзака Аллуаша — два других примера алжирских комедий, созданных в эту эпоху.

Некоторые считают, что современное алжирское кино находится в стадии перестройки. В последнее время наблюдается рост франкоязычного кино, в отличие от фильмов на алжирском арабском языке . Некоторые связывают это с рынком франкоязычных стран, который стимулировался увеличением иммиграции во Францию в 1990-х годах. Например, франко-алжирские постановки, такие как « Вне закона» Рашида Бучареба, имели большой успех (и вызывали споры).

Полный статистический отчет о киноиндустрии в Алжире, отредактированный Euromed Audiovisual и Европейской аудиовизуальной обсерваторией, можно найти на веб-сайте Обсерватории здесь.

Дети

Некоторые из арестованных были беременны или имели на руках грудных детей. Существовало правило – до 3-х лет ребенок мог быть с матерью, после его забирали в располагавшийся неподалеку детский дом, откуда он мог лишь изредка посылать маме письма. Изредка с узницей могли остаться и дети постарше, но это скорее исключение.

Пока женщины работали, дети сидели в особом бараке под присмотром одной из заключенных. Матери могли лишь в перерывах забегать покормить малышей. Спали же дети вместе с мамами – для них сооружались специальные деревянные люльки. Нередки были случаи детской смертности. Иногда дети умирали уже после переселения в детский дом, поскольку там условия были ничуть не лучше лагерных – тот же голод и холод…

Согласно современным данным, на территории лагеря за все время его существования родилось около 1500 детей. Зачастую к беременности приводило изнасилование заключенной надсмотрщиками и охранниками. Впрочем, находились и те, кто охотно шел на контакт, поскольку беременным полагались некоторые послабления в работе.

Недалеко от лагеря расположено «Мамочкино кладбище». Там покоятся умершие в родах узницы и погибшие от ужасных условий жизни младенцы. Дети в основном умирали от истощения, нехватки витаминов, болезней. У измученных тяжелым физическим трудом матерей пропадало грудное молоко. От работ беременных освобождали всего за две недели до родов.

В условиях лагеря была высокая детская смертность. Зимой детей не было возможности похоронить из-за отвердевшей, мерзлой земли. И их просто складывали в бочки, чтобы предать земле весной. На «Мамочкином кладбище» множество таких безымянных братских могил…

Интересные факты

  1. Сериал транслируется по телеканалу НТВ. Заказ на съемки был сделан аж в 2016 году, а премьера состоялась только в июне 2019 года.
  2. Исполнительницы главных героинь были практически сразу утверждены на роль.
  3. Режиссером проекта стал Александр Касаткин. Над сценарием работали Будкина Наталия и Сироткин Олег.
  4. Всего в сериале 10 эпизодов, каждый из которых длится около 50 минут.
  5. Хоть в сериале действия и разворачивались в Казахстане, съемочный процесс развернулся в Крыму.
  6. Над производством картины работала кинокомпания «Киноград».
  7. На данный момент невозможно сказать, будут ли снимать второй сезон. Создатели официальных заявлений не делали. Если они и решат продлить проект, то зрители новым сезоном смогут насладиться отнюдь не скоро. Следует учитывать, что работа над первым сезоном велась около трех лет.
  8. Возрастной ценз – 16+.

Рахиль Мессерер-Плисецкая

Известно, что в АЛЖИРЕ содержалась Рахиль Мессерер-Плисецкая, супруга деятеля угольной промышленности и мать знаменитой балерины Майи Плисецкой. Ее забрали вскоре после рождения младшего сына Азария. Старших детей – Майю и Александра – ей удалось незадолго до ареста отправить к своей сестре Суламифи.

Рахиль Плисецкая с детьми Майей и Александром

Предположительно, муж Рахили поплатился за то, что взял на работу старого друга, Р.В. Пикеля, причем в то время, когда он уже был в опале из-за своей связи с «врагами народа» Каменевым и Зиновьевым. Вскоре Пикеля арестовали и расстреляли, попутно начав охоту за всеми, кто был с ним связан.

Судьба Михаила Плисецкого завершилась трагически: из него выбили необходимые признательные показания, а затем расстреляли. А через два месяца арестовали и его супругу. Сначала увезли с грудным малышом в Бутырку, а потом отправили в АЛЖИР.

Необходимо заметить, что Рахили повезло больше остальных – ее брат, артист балета Асаф Мессерер как-то раз на одном из приемов удостоился похвалы самого Сталина. Вождь снисходительно произнес: «Хорошо танцуешь!» Ободренный Асаф решился попросить влиятельных лиц о помиловании сестры, об улучшении условий ее пребывания. Рахили сначала разрешили жить в близлежащем поселке, а в 1941-м даже вернули в Москву – то как раз был период «пост-ежовщины» и небольшого послабления в отношении ссыльных.

Ашхен Налбандян

В лагере содержалась и еще одна мать знаменитости – Ашхен Налбандян, мать известного барда Булата Окуджавы.

Ашхен Налбандян

Она была активной коммунисткой, а также женой видного грузинского партийного деятеля Шалвы Окуджавы. В 1937 году ее мужа, как и многих партийных функционеров, арестовали и вскоре расстреляли. Ашхен отправилась в ссылку. Она до последнего надеялась, что муж еще жив, узнала правду лишь в 1956 году.
Интересно, что между матерью и старшим сыном Булатом – в будущем известным бардом – долгое время были напряженные отношения. Все дело в том, что даже 19 лет ссылок и лагерей не отвратили закоренелую коммунистку от веры в правоту ленинских идей. К Сталину отношение было, разумеется, отрицательным, но вера в большевизм была непоколебима. Сам же Окуджава впоследствии разочаровался в идее в принципе и часто спорил с матерью по этому поводу.

Екатерина Калинина

Отбывала срок в АЛЖИРЕ и жена «всесоюзного старосты» Михаила Калинина. За ней пришли в 1938 году. Кстати, она была одна из немногих (а может, и единственная) в Акмолинском лагере, чей муж не был расстрелян, а наоборот, находился в фаворе у вождя. Но престарелый Калинин не смог заступиться за супругу, которой вменили в вину «террористический заговор» против самого Сталина.

Екатерина Калинина в молодости

Надо сказать, что в то время регулярно проводилась такая «зачистка жен». Была арестована и жена Молотова, и жена Буденного, которые тоже не смогли постоять за супруг. Единственным, кто смог удачно заступиться за любимую был Климент Ворошилов. Когда пришли за его Катей, он просто выхватил револьвер и стал им угрожать непрошенным гостям. Те спешно покинули дом. О произошедшем доложили Сталину и тот решил не давать делу ход – а то мало ли что еще этот неуравновешенный может выкинуть.
Екатерине Калининой же повезло с мужем меньше… Как-то раз ее вызвали в ателье под предлогом примерки платья, но вместо мастерицы-портнихи женщину уже встречали оперативники. Приговор (15 лет) ей подписал самолично Михаил Калинин. Однако он все же пытался помочь хоть чем-то – выбил жене статус инвалида, чем обеспечил ей исключительно легкий труд в лагере. А в 1945-м, узнав о своей скорой смерти, он обратился лично к Сталину с просьбой вернуть супругу. Последнее желание умирающего было исполнено…

О чем сериал «А.Л.Ж.И.Р.»

Многосерийная драма рассказывает об одном из самых суровых сталинских женских лагерей, существовавших в СССР, — Акмолинском лагере жен изменников родины. Героинями драмы стали жены бывших партийных работников и воровки, представительницы высших сословий и деревенские женщины, монахини и девицы легкого поведения, вынужденные бок о бок отбывать наказание в трудовом лагере.

История охватывает период с 1938 по 1945 г. В центре сюжета — жена авиаконструктора Ольга Павлова (Дарья Екамасова), арестованная как ЧСИР (член семьи изменника родины), и София Тер-Ашатурова (Екатерина Гусева) — выдающаяся оперная певица, задержанная по доносу. Вместе героиням предстоит сражаться не только с тяготами арестантской жизни, но и с интригами внутри женской колонии.

Где снимали сериал «А.Л.Ж.И.Р.». Съемки сериала начались еще в 2016 году и велись в Крыму.

Дарья Екамасова: «Эта картина рассказывает историю женщин, у которых была отобрана и отрезана жизнь

Эту историю ни в школах, ни в институтах особо не затрагивают, поэтому для меня было важно рассказать ее как можно честнее. Моя героиня — профессиональная швея

У нее руки от Бога. Мне нравится ее скорость, ее внутренняя непредсказуемая полифония, беспринципность и выносливость. Она умеет любить. Конечно, она не без изъянов. Характер у нее взрывной, и она живет в своем, каком-то придуманном внутреннем мире. И она, как и другие узницы лагеря АЛЖИР потеряли детей, мужей, всю свою привычную жизнь, но не потеряли надежду».

Во время переезда происходит инцидент: двери вагона открываются и начальник лагерной ВОХРы Макар Глотов (Кирилл Плетнёв) вталкивает в вагон казашку Демеш (Дина Тасбулатова). Так Ольга и София знакомятся с первой заключенной. Они попадают в одно отделение лагеря, где встречают других арестанток: бывшего преподавателя химии и убежденную коммунистку Эмму Лазуркину (Ольга Лапшина), грозную уголовницу Аглаю Демидову (Клавдия Коршунова), наивную и добрую монашку Любу (Екатерина Агеева) и «бытовичку» Нюру Конько (Инна Сухорецкая).

Екатерина Гусева: «Наш фильм, как ни странно, не об ужасающей лагерной жизни, а о любви. Прежде всего, любви к ближнему. О милосердии, дружбе, о том, что человеческие качества выкристаллизовываются в адских условиях. Качества, которые в сытой жизни, где много удовольствий и искушений, спят и редко проявляются. Моя героиня — артистка София, яркая, с амбициями. Она купалась в цветах, в письмах поклонников, во внимании к собственной персоне и воспринимала это как должное. В начале картины моя героиня исполняет романс „Но даже если мука и нам навек разлука отводится судьбой, то знай, что мое сердце наполнено тобой…“. Она не понимает всей глубины этих слов, ей просто Господь подарил голос, и она пела бездумно, не вникая в суть. Но вдруг, в один момент, ее жизнь резко переворачивается, и она попадает в ужасные условия, в лагерь. Уходит гордыня, самолюбие, высокомерие».

В основу сюжета легла история об Акмолинском лагере жен изменников Родины. АЛЖИР — это разговорное название 17-го женского лагерного специального отделения Карагандинского ИТЛ в Акмолинской области республики Казахстан. Лагерь был создан на основании приказа НКВД СССР от 15 августа 1937 года. Другое разговорное название лагеря — «26 точка», поскольку лагерь был открыт в январе 1938 года на базе 26-го поселка трудопоселений.

Наталия Будкина, продюсер: «Про ГУЛАГи уже снимали фильмы, но этот лагерь особенный — он женский! Конечно, там сидели и воровки, и преступницы, но подавляющее большинство — невинные женщины, которые не совершали зла. Они растили детей, вели хозяйство, любили, но в один момент их лишили не только привычной жизни, но и веры в справедливое устройство мира. И именно это, сжигающее изнутри чувство несправедливости, а не просто тяжелые условия существования, лишало этих женщин воли к жизни».

Акмолинский лагерь считается крупнейшим советским женским лагерем и является одним из трех «островов» знаменитого «Архипелага ГУЛАГ» Александра Солженицына. По неофициальным данным, за 15 лет существования лагеря через АЛЖИР прошли 18 000 женщин, 8 000 из которых отбыли срок полностью. В разное время узницами лагеря были: жена писателя Бориса Пильняка, актриса Кира Андроникашвили, мать Булата Окуджавы, мать писателя Юрия Трифонова, певица Лидия Русланова, писательница и мать Василия Аксёнова Евгения Гинзбург, мать балерины Майи Плисецкой, две сестры маршала Тухачевского, жена писателя Аркадия Гайдара, главный тренер сборной СССР по художественной гимнастике Мария Лисицина и многие другие женщины, вина которых заключалась лишь в том, сто они — матери, жены, сестры или дочери «предателей родины», так называемые ЧСИРки.

Условия содержания

Когда в Акмолинский лагерь прибыла первая партия осужденных женщин, там не было еще почти ничего, только лишь несколько небольших бараков от предыдущих сидельцев. Приговоренные начали сами строить себе жилища из саманного кирпича – смеси глины и соломы, которую месили ногами.
Внутри бараков стояли двух- или трехъярусные нары, вместо матрасов – камыш, никакого постельного белья, конечно же, не было – даже обычной тряпки. Окна располагались под крышей и затыкались какой-нибудь ветошью – от ветра. В одном бараке размещалось триста узниц.

В казахских степях летом стоял невыносимый зной, могло доходить до 40 градусов… А зимой свирепствовали лютые морозы. И круглый год дул сильный ветер. На каждый барак приходилось по одной маленькой печке, которую топили тем же камышом. Поскольку он горел очень быстро, приходилось выставлять наблюдателей, ночных сторожей. Но печка почти не давала тепла, и зимой температура в бараках не превышала 3 градусов. Порой заключенные-соседки по ночам трогали друг друга, чтобы убедиться, живы ли они еще…
Что касается пропитания – то оно было весьма скудным. На завтрак давали черпак ячневой каши, на обед – похлебка из требухи и бараньих голов. Выдавалась также небольшая пайка хлеба. При этом сами узницы выращивали в лагере овощи и фрукты: лук, арбузы, яблоки, малину, помидоры, капусту, огурцы. Но употреблять это в пищу заключенным или их детям строго запрещалось. За украденную луковицу можно было попасть в карцер. Даже если изредка и удавалось что-либо незаметно пронести – это все отдавалось детям и беременным товаркам.

Местные жители порой проявляли сочувствие к заключенным. Как-то около ограды лагеря появились дети и стали кидать в работающих женщин странные белые камушки. Те сначала решили, что местные просто издеваются над ними, так же подумала и охрана. Но вскоре одна из узниц решила попробовать камушки на вкус, и они оказались солоноватыми. Это был курт – засушенный творог, национальное блюдо восточных народов. Об этом акте милосердия рассказала в своих воспоминаниях одна из заключенных – Гертруда Платайс.
В лагере также развивалось и животноводство: разводили коров, лошадей, куриц и гусей. Те, кто не мог работать на тяжелом производстве, занимались шитьем – действовала небольшая мастерская. В годы войны женщины шили обмундирование для советских солдат. Работали по 14-16 часов в день, в две смены. Освещение скудное – лишь несколько керосиновых ламп. Часть одежды использовалась для ношения самими узницами.

Но основным занятием в АЛЖИРЕ являлась заготовка камыша для нужд лагеря. Как уже говорилось ранее, камышом топили печи, он служил подстилкой на нарах, и наготовить его было необходимо впрок. Это была одна из самых тяжелых работ.

Возникновение алжирского кино в 1960-1970-х гг.

Алжир стал независимым государством в 1962 году, и эта тема привлекала большое внимание алжирских кинопроизводств 1960-х и 1970-х годов.

Канонический фильм Мохаммеда Лахдар-Хамины 1967 года «Ветры аур» изображает сельскую фермерскую семью, чьи жизни разрушены колониализмом и войной. Сюжет рассказывает о трагическом положении матери, которая покидает свой дом в горах Орес на востоке Алжира, чтобы отчаянно искать своего сына, националиста, который пошел по стопам своего отца, но был захвачен французской армией. Символично, что в фильме семья изображает судьбу нации: бедняк, эксплуатируемый, но изо всех сил пытающийся быть свободным. Фильм получил награду Каннского кинофестиваля 1967 года за лучшую первую работу.

За пределами Алжира одним из самых известных фильмов этой эпохи является Алжирско-итальянский фильм «Битва за Алжир» (1966), получивший три номинации на «Оскар».

Среди других примеров алжирского кино этой эпохи — « Патруль на Востоке» (1972 г.) Амара Ласкри , « Запрещенная территория» (1972 г.) Ахмеда Лаллема , «Опиум и палка» (1970) Ахмеда Рачеди , обладатель Золотой пальмовой ветви Хроники Годы огня (1975) по Мохаммед Лахдар-Хамина и Коста — Гаврас ‘ Оскар выигрывающая Z . Известный французско-алжирский документальный фильм о последствиях войны — Peuple en marche 1963 года .

Наряду с деколонизацией и алжирской войной бедственное положение городской молодежи — еще одна распространенная тема. Одним из примеров этой темы является Мерзак Аллуач «s Омар Gatlato .

Также появилось несколько звезд комедии, в том числе очень популярный Руиш , звезда Хасана Терро или Хасана Такси . Кроме того, Хадж Абдеррахман, более известный под псевдонимом инспектор Тахар, снялся в комедии 1973 года «Праздник инспектора Тахара» режиссера Мусы Хаддада . Самая известная комедия этого периода — « Карнавальная фантастика» режиссера Мохамеда Оукасси и начинающая « Атман Ариуэ» .

Начальник лагеря

Казалось бы, должность начальника лагеря должна априори вызывать отвращение у заключенных. Однако не так было в случае с Сергеем Бариновым. Его большинство узниц вспоминали с теплотой.

В свое время Сергей отправил слишком смелое письмо самому Сталину – молодой человек стремился рассказать о перегибах на местах. В итоге его самого сослали в Казахстан на мелкую должность начальника лагеря. По его собственному позднейшему признанию, Баринов никогда не верил в виновность своих подчиненных и как мог старался облегчить их жизнь, подбодрить хотя бы добрым словом.

Сергей Баринов

При этом в лагере, разумеется, всегда поддерживался строжайший режим. Но женщины не винили в этом сочувственного начальника, понимая, пойди он против режима – его просто уберут. Многие после освобождения писали письма бывшему начальнику. Видно, и вправду, порой доброе слово способно вселить в человека волю к жизни и веру в добро. Когда в 1990-м году против Баринова, как «сталинского приспешника» и «палача», была инициирована обвинительная компания, за него заступились именно бывшие узницы.
Акмолинский лагерь просуществовал до 1953 года. Его узницы были официально реабилитированы в 1956 году. Многие так и остались в Казахстане, ведь им было запрещено после ареста жить в крупных городах. А в 2007 году на территории бывшего лагеря открыт мемориально-музейный комплекс, в том числе «Арка памяти» и памятные доски с перечислением имен пострадавших. На плитах из черного гранита можно прочитать более семи тысяч имен… Всего же через АЛЖИР прошло около 18 тысяч человек.

Точка в степи

Карагандинский исправительно-трудовой лагерь ГУЛАГа НКВД был создан в декабре 1931 года — на базе совхоза ОГПУ «Гигант». «Одной из главных целей организации Карлага было создание продовольственной базы для бурно развивающейся промышленности Центрального Казахстана, прежде всего для Карагандинского угольного бассейна», — пишет в книге «Карлаг: по обе стороны «колючки»» журналист Екатерина Кузнецова.

Жителей аулов и поселков с будущей территории Карлага выселили принудительно, а на их место пошли этапы со спецпереселенцами, преимущественно — раскулаченными крестьянами. Они строили бараки, производственные здания и возводили сельскохозяйственные постройки. Территория лагеря была первоначально разделена на семь участков с административным центром в поселке Долинка и лагерным отделением на территории каждого участка. К началу 1950-х годов таких лаготделений было более 200.

Датой создания Акмолинского лагеря жен изменников родины считается 3 декабря 1937 года — тогда был издан приказ НКВД СССР № 00758 об образовании спецотделения Карлага на базе 26-го поселка трудпоселений. Аббревиатура АЛЖИР (также встречается написание А.Л.Ж.И.Р.) никогда не фигурировала в официальных документах, так лагерь называли только сами его обитательницы. В документах встречается 26-й поселок, Акмолинское спецотделение Карагандинского ИТЛ, а с 1939 года — 17-е Акмолинское отделение Карлага или ИТЛ «Р-17».

Хотя официально АЛЖИР не считался отдельным лагерем, фактически он им был: спецотделение являлось самостоятельной хозяйственной единицей, имело собственный расчетный счет, а приказания руководство получало напрямую из Москвы. Только в 1939 году Акмолинское отделение официально влилось в состав Карагандинского ИТЛ под номером 17.

Первые этапы в АЛЖИР пришли в январе 1938 года — в сорокоградусные морозы поезда из Москвы, Оренбурга, Иркутска, Ростова, Калуги и Орши останавливались фактически в голой степи. В лагере было шесть бараков из саманных кирпичей (высушенная глина с соломой) вместимостью по 250-300 человек (двух-трехъярусные нары и спальные места на полу для тех, кто не поместился) и несколько домиков для бойцов ВОХР и руководства. На уровне верхних нар в бараках имелось окно без стекла, его затыкали ветошью. У выхода — отгороженное помещение с длинным умывальником. На стирку и мытье выдавалось по ведру воды в неделю — несмотря на близость озера Жаланаш, которое находилось прямо на территории зоны.

«Темнеет. Нас под конвоем вводят в зону, отгороженную колючей проволокой. По бокам и вдали видны вышки для охраны и слышен вой собак, охранявших зону», — описывала свои первые впечатления от 26-й точки, как еще называли АЛЖИР заключенные, Мария Анцис, вдова секретаря Краснолуганского обкома компартии. «Зажмурившись, шли мы по 4 человека в ряд, сопровождаемые усиленным конвоем, державшим винтовки наготове…. Замыкали шествие большое количество охраны с собаками. Никто из нас не оглядывался назад (об этом предупредила охрана)», — вспоминала она же.

«В дверях конвой с винтовкой. Вокруг колючая проволока. Вдалеке справа маячили саманные мазанки, а вокруг — белая степь, бескрайняя, замороженная, ветряная. Попросившись в уборную, мы втроем вышли из барака. Сколоченная из горбылей уборная стояла в углу нашего колючего загона», — писала Галина Степанова-Ключникова.

Содержащиеся в Акмолинском спецотделении женщины по документам проходили как «особо опасные», поэтому условия их содержания были строгими: зона была обнесена тремя рядами колючей проволоки, не менее двух раз в сутки проводились поименные поверки. Все жены «изменников родины» были законвоированы — то есть в свободное от работы время должны были находиться на огороженной колючей проволокой территории, в закрытых помещениях под охраной. Запрещалось читать и вести записи. Но самым страшным, по воспоминаниям узниц АЛЖИРа, была не вооруженная охрана и лай собак — режим строгой изоляции не разрешал не только свиданий, но и посылок и писем с воли.

Для грудных младенцев на территории Акмолинского лаготделения имелись ясли, куда матерей приводили под конвоем на кормление, а тех, кому исполнялось три года, отправляли в Осакаровский детский дом в Караганде. (О жизни детей «изменников родины» в лагерях и детдомах «Медиазона» подробно писала).

Согласно архивным документам Карлага, в 1938 году в Акмолинском отделении содержалось 4 200 женщин — членов семей изменников родины. Еще 3 000 человек с аналогичными приговорами разместили в соседнем Спасском отделении на территории того же Карлага. Помимо Казахстана, спецотделения для ЧСИР были открыты в Темлаге (в Мордовии) и в Сиблаге (в Томске).

Чем закончится сериал «А.Л.Ж.И.Р.»

11-я серия Амелькин приходит к Софье. Доктор Райс даёт ему снотворное и связывает бинтами. На санитарном автомобиле Софья и Райс уезжают из больницы. Миронов передает Ольге письмо от Глотова с информацией о местонахождении её дочери. Жена Миронова, узнав, что Ольга скоро освободится, просит мужа «намотать» зэчке срок — та ещё не успела обновить её гардероб. Узнав об этом, Ольга кладёт пальцы под швейный пресс. Софью и Райса подбирают и привозят в деревню прокажённых. Вохровцы не решаются туда зайти, поэтому Софья и Райса остаются на живыми и на свободе.

Все заканчивается тем, что Советский Союз выигрывает на войне. Победа! Ольга освобождается из лагеря и едет к дочери в детский дом. Там она видится с дочерью, которая очень скучала по ней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector