Алексей эйбоженко: биография, семья и дети, образование, актерская карьера, трагическая смерть

Детство, опалённое войной

Дитя с французскими корнями по отцовской линии (мать отца Алексея носила одну фамилию со знаменитой писательницей Жорж Санд, которой доводилась близкой родственницей) и дворянским происхождением (дед был зажиточным шулером), Алексей Сергеевич Эйбоженко, появился на свет в столице, 6 февраля 1934 года.

Детство мальчика Лёши омрачила война. Отец не вернулся с фронта, мать умерла вскоре после получения похоронки. В семилетнем возрасте Эйбоженко оказался совсем один.

К сожалению, нет данных о том, как юный паренек пережил все тяготы и лишения судьбы сироты, но последующая жизнь актёра показывает, что семейная драма не помешала ему состояться в жизни и стать настоящим артистом.

Личная жизнь

Еще в студенческие годы Эйбоженко встретил свою единственную супругу – Наталью Кенигсон.

Девушка была чуть младше артиста, и являлась дочерью актера Владимира Кенигсона.

Наслышанная о таланте юного парня, Наталья мечтала с ним познакомиться. Воображение рисовало ей гения театральной сцены. Но наконец увидев впервые Алексея, девушка была немного разочарована – его внешность оказалась далека от гениального идеала.

Но, пообщавшись, молодые люди поняли, что не могут жить друг без друга. К тому же, будущему тестю зять приглянулся сразу.

Вместе они прожили 16 счастливых лет. В этом браке родились сыновья – Сергей и Алексей.

Эйбоженко-младший вспоминал, что его родители были так интересны друг другу, что к ним даже не приходили гости, так им не хотелось разрушать атмосферу своей безграничной любви.

Алексей Сергеевич даже покинул Таганку, когда у его супруги не сложились отношения с Любимовым. К быту он был неприспособлен совершенно, зато постоянно снимался, обеспечивая семью.

Алексей Алексеевич Эйбоженко пошел по родительским стопам, получил актерское образование. У него несколько ролей в исторических картинах.

Основной же деятельностью Эйбоженко младшего является журналистика. Он работал на телевидение и радио во множестве интересных проектов.

Старший брат Сергей тоже собирался стать актером, но затем передумал и о дальнейшей его судьбе ничего неизвестно.

Внука Эйбоженко тоже назвали Алексеем.

Алексей Сергеевич страдал гипертонией и в 1980 году его не стало. Уход 46-летнего артиста был внезапным.

Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.

На большом экране

Немало Алексей Эйбоженко снимался на киностудиях нашей страны. Его нередко приглашали в военные, шпионские, приключенческие ленты. Так в 1966 году в фильме режиссёра Дамира Вятич-Бережных «По тонкому льду», рассказывающем о борьбе работников органов госбезопасности против иностранной разведки в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны, Эйбоженко сыграл главную роль сотрудника НКВД Андрея Трапезникова.

В том же году актёр создал образ следователя госбезопасности Константина Лежнева в захватывающем шпионском фильме Анатолия Бобровского «Человек без паспорта». У режиссёра Адольфа Бергункера Алексей Эйбоженко сыграл революционера Васильича в фильме «Мятежная застава» и командира партизанского отряда Деда в фильме «Дорога на Рюбецаль», а у Вилена Азарова — полковника Винникова в фильме о советских разведчиках «Бой после победы». Довелось актёру поучаствовать и в знаменитой ленте Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», где он сыграл Макса Гюсмана.

Среди других работ актёра на эту тематику: Степан Лукич Воронецкий в военной ленте Михаила Пташука «Время выбрало нас», следователь КГБ майор Бахтин в фильме «Тайник у Красных Камней», полковник Николай Осинцев в фильме Владимира Савельева о работе угрозыска и работниках КГБ «Выгодный контракт», бывший майор авиации Александр Фёдорович Зверев в героико-приключенческом фильме Антонис-Яниса Воязоса «Вариант «Омега», танковый командир Бородин в военном фильме Дамир Вятич-Бережных «Корпус генерала Шубникова», Александр Цыганков в военном фильме немецкого режиссёра Конрада Вольфа «Мне было девятнадцать» (за эту работу актёр был удостоен Государственной премии ГДР).

Алексей Эйбоженко скончался 26 декабря 1980 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище, на 58-м участке, рядом с тестем В.Кенигсоном. Сын Алексея Сергеевича — Алексей Эйбоженко-младший — актёр и телеведущий.

«На всю оставшуюся жизнь…»

Теме войны против фашизма посвящена и самая известная роль Эйбоженко — Ивана Егоровича Данилова в драме Петра Фоменко «На всю оставшуюся жизнь…».

Фильм был выпущен в 1975 году к 30-летнему юбилею Победы, став своеобразным ремейком военной мелодрамы Искандера Хамраева «Поезд милосердия», вышедшей десятью годами ранее.

В картине Фоменко четыре серии, где рассказывается о санитарном фронтовом поезде, на котором четыре года спасают раненых солдат, отвозя их с передовой в тыл, в больницы и госпитали.

Герой нашей статьи сыграл в ленте главную роль — комиссара Данилова. С ним зритель знакомится с первых кадров ленты, когда персонаж Эйбоженко проходит по санитарному поезду, осматривая одно купе за другим. При этом его одолевают воспоминания об очаровательной Леночке, докторе Белове, прошлой мирной жизни.

Во второй серии подробно рассказываются истории тяжело раненных солдат, которые даже после многочисленных ампутаций операций сохраняют оптимизм и надежду, продолжают радоваться жизни. На их фоне выделяется трагический персонаж — морской офицер без ноги, которого играет Михаил Жигалов. Он хочет покончить собой, потому что не желает жить калекой.

В третьей серии зрители узнают о буднях самых военных медиков, которые разбавляют редкие веселые эпизоды и небольшие романтические романы. Все это дополнено трагическими вставками о печальных событиях, которые имели место в жизни большинства героев.

Заключительная, четвертая серия посвящена последним дням накануне Победы. Многие персонажи в это время проявляют свою истинную сущность, становится понятно, чего они в действительности стоили.

После этой яркой роли фото Алексея Эйбоженко стали регулярно появляться в газетах и журналах, посвященных советскому кинематографу.

Дебют на большом экране

Параллельно в биографии Алексея Эйбоженко, вскоре после того как он оказался в Малом театре, вошло и кино. На большом экране герой нашей статьи дебютировал в 1960 году в эпизодической роли секретаря в мелодраме Юрия Егорова «Простая история».

Всего в его карьере было несколько десятков киноролей, одна ярче другой. В самом начале своей карьеры он играл совершенно разноплановых персонажей. При этом большинство его киноработ были тем или иным образом связаны с темой Великой Отечественной войны.

Он сыграл Лемешко в военной драме Евгения Карелова «Третий тайм», Константина Лежнева в приключенческом фильме Анатолия Бобровского «Человек без паспорта», Вальку Смирнова в драме Генриха Габая «Лебедев против Лебедева», Андрея Трапезникова в военной драме Дамира Вятич-Бережных «По тонкому льду», Александра Цыганкова в картине Конрада Вольфа «Мне было девятнадцать», полковника Винникова в шпинской ленте Виллена Азарова «Бой после победы», Макса Гюсмана в легендарном многосерийном политическом детективе Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», Александра Федоровича Зверева в военной драме Антонис-Яниса Воязоса «Вариант «Омега».

Фильмы с аналогичным сюжетом

Обман, деньги и месть — популярная тема криминальных боевиков и драм. Похожие фильмы, в которых главный герой требует справедливости после тюремного заключения:

  • «Старые счеты» — в драме 2019 года Николас Кейдж сыграл обманутого подельниками и невинно осужденного человека. Он вышел досрочно, забрал припрятанные деньги, но не простил потерянные девятнадцать лет жизни;
  • «Британский психопат» — главный герой-заключенный хочет отомстить тем, кто сделал из него маньяка-убийцу;
  • «Узнай меня, если сможешь» — российский сериал о простом парне, который полюбил дочь афериста. Главного героя обвинили в ограблении казино и убийстве. Он вышел из тюрьмы, изменил внешность и отправился мстить.

Также можно провести аналогию с голливудским фильмом «Двойной просчет» с Эшли Джадд и Томми Ли Джонсом. Все картины — вариации на давнюю историю Александра Дюма о графе Монте-Кристо. А фильм Алексея Небоженко называется «Комерс».

Творчество

Роли в театре

  • 1967 — «Украли консула» Г. Мдивани — Чезаре
  • 1967 — «Высшая мера» М. Маклярского и К.Раппопорта — Зотов
  • 1968 — «Дачники» М. Горького — Кропилкин
  • 1968 — «Криминальное танго» Э. Раннета — Юкки
  • 1968 — «Твой дядя Миша» Г. Мдивани — Валерий
  • 1969 — «Сын» А.Софронова — Сергей Померанцев
  • 1969 — «Палата» С. Алёшина — Ординатор
  • 1969 — «Разбойники» Шиллера — Франц
  • 1969 — «Человек и глобус» В. Лаврентьева — Цветков
  • 1970 — «Признание» С. Дангулова — Посол
  • 1970 — «Эмигранты» А. Софронова — Линкс
  • 1970 — «Растеряева улица» по Г. Успенскому — Михаил Иванович
  • 1971 — «Криминальное танго» Э. Раннета — Философ
  • 1971 — «Пропасть» И.Дарвиша — Франц Ковач
  • 1973 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — Князь Василий Шуйский
  • 1975 — «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана — Эрих Кламрот
  • 1975 — «Русские люди» К. Симонова — Розенберг
  • 1977 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва. Режиссёр: Пётр Фоменко — Пикалов
  • 1978 — «Заговор Фиеско в Генуе» Шиллера — Мавр
  • 1979 — «Мамуре» Ж. Сармана — Орас
  • 1979 — «Берег» Ю. Бондарева — Алекс
  • 1980 — «Ивушка неплакучая» М. Н. Алексеев — Эпифан Курдюков
  • 1980 — «Женитьба Бальзаминова» А. Н. Островского — Неуеденов

Фильмография

  1. 1960 — Простая история — секретарь
  2. 1962 — Третий тайм — Лемешко
  3. 1963 — При исполнении служебных обязанностей — Нема Брок
  4. 1963 — Тишина (фильм) — Сергей Вохменцев
  5. 1965 — Человек без паспорта — Константин Лежнев
  6. 1966 — Лебедев против Лебедева — Валька Смирнов
  7. 1966 — Путешествие — новелла «Завтраки 43-го года»
  8. 1966 — По тонкому льду — Андрей Трапезников
  9. 1967 — Мятежная застава — революционер Васильевич
  10. 1968 — Тысяча окон — Андреей
  11. 1968 — Мне было девятнадцать — Александр Цыганков
  12. 1968 — Любить
  13. 1969 — Десятая доля пути — Павел Коротков
  14. 1970 — Дорога на Рюбецаль — Дед
  15. 1970 — Сердце России — Аросев
  16. 1972 — Бой после победы — полковник Винников
  17. 1972 — Визит вежливости — Виктор Александрович
  18. 1972 — День за днём — Седой
  19. 1973 — Семнадцать мгновений весны — Макс Гюсман
  20. 1974 — Высокое звание Фильм 2 — Ради жизни на земле — комиссар Данилин
  21. 1975 — Вариант «Омега» — Александр Федорович Зверев
  22. 1975 — На всю оставшуюся жизнь — Данилов Иван Егорович
  23. 1975 — Доверие — Николай Васильевич Крыленко
  24. 1979 — Время выбрало нас — Степан Лукич Воронецкий
  25. 1979 — Выгодный контракт — полковник милиции Николай Осинцев
  26. 1980 — Корпус генерала Шубникова — подполковник Бородин
  27. 1980 — По данным уголовного розыска — Илья Королев
  28. 1980 — Ты должен жить — Алексей Жигарев
  29. 1980 — Чрезвычайные обстоятельства — Петр Храчев
  1. 1968 — «Барсуки» — Дудин
  2. 1969 — «Комендант Лаутербурга»
  3. 1971 — «День за днем»
  4. 1973 — «Обрыв» — Леонтий
  5. 1973 — «Детство, отрочество, юность»
  6. 1973 — «Осень в Болдине»
  7. 1974 — Тайник у Красных Камней — следователь КГБ майор Бахтин
  8. 1979 — «Выгодный контракт»
  9. 1980 — «Осенних дней очарованье»
  10. 1980 — «Берег» — Алекс
  11. 1980 — Атланты и кариатиды — Шугачев Виктор
  12. 1981 — «Повести Белкина. Выстрел» — Повествователь
  • 1969 — «Дай руку, друг!» — Лайош
  • 1973 — «Царь Федор Иоаннович» — князь Василий Шуйский
  • 1974 — «В списках не значился» (отрывки романа Б. Васильева)
  • 1975 — «Русские люди» — Розенберг

Сюжет фильма

День в офисе коммерческой компании начинался как обычно: совещание, раздел прибыли в полтора миллиарда и встреча с менеджером по креативной рекламе. В распорядок не вписывалась только установка в переговорной бронированной двери с сенсорным замком стоимостью в десять миллионов.

За столом в переговорной собрались руководитель Алексей Валентинович, его помощник, жена Катя, бухгалтер Оля. Чуть опоздавший менеджер по рекламе объяснял концепцию, когда бывший партнер Алексея, Павел, под видом техника проник в офис. Он досрочно освободился из тюрьмы, где отбывал срок за махинацию с кредитом в сто миллионов.

Паша взял вину на себя по просьбе Алексея в обмен на долю, которую должна была получить его мать. Деньги не пришли, а бывший босс искренне удивился, что Павел еще жив. Но шутить с гостем опасно. Он вооружен пистолетом и обостренным чувством справедливости.

Как называется фильм, где главный герой отсидел 5 лет и пришел за своей долей

Криминальный триллер длиной в 30 минут появился на YouTube-канале студии Close Up Production в конце января 2021 года. Зрителей привлек экспрессивный трейлер в соцсети Инстаграм. До просмотра пользователи думали, что их ждет полнометражный фильм, а после изъявили желание увидеть целый сериал.

Автор сценария и режиссер — Алексей Небоженко. Другие его работы – «Спокойной ночи», «Анафема» и «Like» – тоже не оставили равнодушными зрителей. Сейчас в производстве у Алексея новый фильм – «Конь», и стиль его такой же лихой-бандитский, как предыдущая мини-картина о герое, требующем свою долю.

Фильм о бизнес-разборках снимали в офисе, расположенном в одном из зданий делового центра Москва-сити. В конце звучит саундтрек от Честера Небро «Для живых».

Телевидение

Но наиболее полно актёрский талант Алексея Эйбоженко раскрылся в телевизионных спектаклях. Ещё в 1969 году критик Л. Булгак писала на страницах журнала «Театр» о его работе в телеспектакле «Барсуки» (режиссёры: Лидия Ишимбаева и Виктор Рыжков): «Надо сказать, что А. Эйбоженко кажется актёром совершенно телевизионным». Его герой, чахоточный кожемяка Ермолай Дугин, был сыгран лаконично, просто и в то же время емко. Актёр строил образ на контрастах между физической слабостью Ермолая и его душевной энергией, мягкой приветливостью нрава и способностью к самоотверженной борьбе с несправедливостью. Сам по себе такой подход к роли не нов, скорее традиционен для русской актёрской школы. Но в Эйбоженко подкупала та естественность и органичность, с которой он воплощал задуманное на экране, без театрального преувеличения или допустимой в кинематографе размытости образа».

Ещё один яркий образ — учитель Леонтий Козлов в телеспектакле «Обрыв», поставленном известным режиссёром Леонидом Хейфецем. Вот как пишет о той работе критик Анна Михалева: «В спектакле есть эпизод, памятный своей непривычностью, снятый одним длинным планом. Это диалог Райского (Э. Марцевич) с больным Леонтием. Скорее это даже исповедь-монолог, в котором вся эмоциональная нагрузка ложилась на Эйбоженко. В кадре — полулежащий Леонтий, крупным планом — его лицо. Он рассказывает о побеге жены, об ожидании ее возвращения. В таком решении, когда едва уловимый поворот головы или глаз — уже мизансцена, Эйбоженко существовал легко и естественно. Рамки кадра и близость камеры, минимум выразительных средств, которыми может воспользоваться актёр в подобном положении, не сковывали свободы его эмоций, опирающихся на подлинное чувство и мысль, отражая малейшие движения души его героя. Он сыграл в этой сцене одновременно и любовь, и боль, и отчаяние, и надежду, и болезнь».

Герои Алексея Эйбоженко всегда приковывали внимание зрителя, будь то главная роль, или эпизод. Впрочем, для актёра не существовало таких различий, он и эпизодические роли наполнял живым, конкретным содержанием

Голос, взгляд, пластика — все в Алексее Эйбоженко отмечало Мастера с большой буквы.

Алексея Эйбоженко можно с полным основанием назвать телевизионным актёром. Телеспектакли и телевизионные художественные фильмы были его стихией. Одна из самых известных ролей Алексея Эйбоженко — комиссар Иван Егорович Данилов в телефильме «На всю оставшуюся жизнь», поставленном в 1975 году режиссёром Петром Фоменко. В фильме рассказывалось о санитарном поезде, его врачах, медсестрах, раненных бойцах и командирах. Такое переплетение судеб различных людей, и в центре повествования — герой Алексея Эйбоженко, как мерило доброты и честности для окружающих.

Служба в театре

Алексей Сергеевич получил высшее актёрское образование в Щепкинском училище. Кстати, здесь снова можно провести параллель с Юрием Богатырёвым – Эйбоженко тоже смог примерить на себя роль Ромашова, злодея из «Двух капитанов» в постановках училища.

После окончания «Щепки» актер попал в Воронеж и стал служить в Драматическом театре.

Впрочем, пробыл он там недолго. В жизни Эйбоженко будет еще много театров. И этим он схож с другим своим коллегой – мятущимся и прекрасным Олегом Далем, который по иронии судьбы пришел на его место в Малый театр, сразу после смерти актера.

Впоследствии, театральная школа не раз помогала Эйбоженко выделяться на фоне других артистов голосом, мимикой, харизмой. В нем сразу угадывалась эта неповторимая театральная выправка и актерское чутье.

Оценка зрителей

Мнения зрителей разошлись. Кому-то не хватило актерской игры. Герой Алексея Небоженко, Паша, в начале кажется немного неуверенным. Но наступает переломный момент, он выхватывает пистолет и после выстрела превращается в харизматичного злодея.

Второй характерный персонаж — Алексей Валентинович. Он наслаждается положением воротилы и не стесняется в выражениях. Алексей подстраивается под обстоятельства, идет на попятную, но тут же наступает, когда чувствует слабину в противниках.

Остальные актеры справились с задачей, передали характеры и чувства персонажей. Софья Золотая изображала ужас своей героини только мимикой — у бухгалтерши Оли вообще нет слов. В целом, герои соответствуют клише ушлого дельца, обманутой жены, недалекой любовницы и крутого парня, но было интересно увидеть, как они поступят в конкретной ситуации. Короткометражный фильм держит в напряжении, заставляет ждать неожиданностей от героев и непредвиденных случайностей.

Творческий путь Алексея Эйбоженко

На сцену Эйбоженко начал выходить еще в студенческие годы, когда учился в «Щепке». Он блестяще играл в спектаклях «Два капитана», «Чужой ребенок», «Звезда Севильи». Диплом актера Алексей получил в 1957 году. И сразу пришел в труппу Воронежского драматического театра. Здесь он прослужил два года, после чего перевелся в столичный театр драмы и комедии, что на Таганке. Именно здесь он встретил любовь всей своей жизни.

Наташа Кенигсон тоже училась в «Щепке», но только курсом младше Эйбоженко. Для нее Алексей был человеком-легендой, о котором в актерской среде ходило много слухов. Познакомившись с Алексеем ближе, Наталья убедилась, что это общительный и простодушный человек. Их симпатии переросли во взаимное чувство. Они прожили вместе 16 счастливых лет. Супруги не любили принимать гостей. Но не потому, что были замкнутыми людьми. Просто им хватало друг друга.

Работая в театре, Алексей уверенно шагал от одной значимой роли к другой. Однако вскоре судьба его повернулась: он начал сниматься в кино. Фильмы с участием Эйбоженко впоследствии вошли в золотой фонд отечественной кинематографии. Одной из первых ролей Алексея в кино стала работа в картине «При исполнении слжубных обязанностей». Потом он создал запоминающийся образ героя в киноленте «Третий тайм».

В 1964 году Эйбоженко стал актером труппы театра имени Маяковского. Через три года перешел в Государственный академический Малый театр. Здесь репертуар актера пополнился двумя десятками ролей. Алексей продолжал работать и в кино. Широкую известность ему принесла роль комиссара Данилова в картине «На всю оставшуюся жизнь».

Через два года Эйбоженко принял участие в съемках фильма «По тонкому льду», где сыграл роль отважного чекиста. В центре картины были образы сотрудников органов госбезопасности, которые действовали в глубоком подполье в тылу у фашистов

Одной из наиболее интересных работ Эйбоженко стала роль полковника Винникова в ленте «Бой после победы». Потом были фильмы «Дорога на Рюбецаль», «Семнадцать мгновений весны».

Никто не знает, сколько еще удачных ролей смог бы добавить Алексей Сергеевич в копилку своих творческих достижений. Он рано ушел из жизни. Причиной смерти стала болезнь сердца. Актера не стало 26 декабря 1980 года. Дело Эйбоженко продолжает сын, Алексей Алексеевич, который выбрал для себя нелегкий путь актера и телеведущего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector