Призвание

Биография Алексея Баталова (актер)

Артист появился на свет в далеком ноябре 1928-го года, в столице России. Оба его родителя работали сотрудниками театра, потому все свое детство Алексей провел в окружении театрального закулисья.

К большому сожалению, отец и мать Алеши развелись уже через несколько лет после рождения мальчика. Но когда маленькому Алексею было всего пять, его мама вышла замуж снова. Отчимом будущего актера стал писатель-сатирик Виктор Ардов. Семья жила благополучно, Ардов принял мальчика. Однако в соседней квартире проживала бывшая супруга писателя, и временами это создавало определенные трудности для безмятежной жизни.

Алексей Баталов в детстве с младшими братьями

Биография Алексея Баталова (актер) начала меняться, после того как однажды они купили квартиру в доме, где проживали исключительно деятели литературы. Так, к примеру, их соседями стали Мандельштамы. Очень часто к ним в гости приходили разные известные люди. Алексей начал расти в атмосфере интеллигенции и вежливости, потому неудивительно, что и сам он в итоге стал таким. Эти люди всерьез восхищали Алексея.

Безмятежная жизнь завершилась с наступлением Второй мировой. Алексея с матерью вынудили бежать в татарский городок Бугульма. Там они и прожили до самого завершения войны. Все это время мать Алеши посвящала, как и раньше, своему самому любимому делу – театру. Баталову на тот момент было уже пятнадцать. И он старался оказывать матери любую помощь в театре. Поначалу подрабатывал в качестве разнорабочего, а несколько позже начал исполнять мелкие роли в постановках. Конечно, Баталов не сомневался в том, что, подобно родителям, посвятит свою жизнь театру. Но у него были сомнения по поводу собственного актерского таланта.

С окончанием войны Алексей вместе с матерью вернулся в Москву. В пятидесятом Баталов закончил учебу и пошел работать в театр Советской Армии, которому отдал три года своей жизни.

В кинематограф он пришел еще школьником. Дебютным его фильмом стала кинолента «Зоя». Следующую роль он получил уже десять лет спустя, в кинокартине «Большая семья». А дальше все пошло уже по накатанной. Приглашать его стали все чаще.

В 1956-м, он сыграл в фильме «Мать», снятом по одноименной повести М. Горького. Первую серьезную популярность актеру принес фильм «Летят журавли». Последующей его работой стала экранизация очередного литературного творения «Дама с собачкой». Он снялся там в 1960-м году и Алексею пришлось серьезно поработать над собой, чтобы органично влиться в образ, исполнять который ему предстояло впервые. Однако все получилось по высшему разряду.

Алексей Баталов в фильме ‘Мать’

Еще через пару лет он исполнил роль облученного радиацией физика в фильме «Девять дней одного года». Эта роль, как и многие до нее, дались ему на отлично. Причем, конкретно за эту роль он даже смог получить кинопремию. Позже артист даже стал увлекаться режиссурой и радиотеатром.

В 75-м году Алексей решил попробовать силы в преподавании, и это дело ему также, бесспорно, удалось.

Вторная волна славы пришла к Баталову после фильма «Москва слезам не верит», в 1980-м. Его «Гога» стал любимцем всей страны.

Алексей Баталов в роли Гоши в фильме ‘Москва слезам не верит’

В зрелом возрасте артист словно получил награду за нелегкое детство – ему прекрасно удавалось все, за что бы он не брался. И это касалось не только актерской деятельности, но и режиссуры. Однако в последние годы Баталова начало подводить здоровье. Были сведения, что он попал в больницу с переломом шейки бедра. Но полное обследование показало, что никаких серьезных заболеваний у мужчины нет. Правда, по словам жены актера, у него начала ухудшаться память.

«Девять дней одного года»

«Девять дней одного года» – еще один фильм, входящий в золотой фонд советского кинематографа, в котором сыграл артист. Из биографии Алексея Баталова известно, что создатели картины изначально хотели видеть именно его в главной роли. Когда работа над сценарием подошла к концу, стало известно о тяжелой болезни звезды. Свет софитов был противопоказан Баталову из-за проблем с глазами.

Создатели картины не отказались от своей идеи. Они отправили Алексею, на тот момент находившемуся в клинике, сценарий. Материал настолько понравился артисту, что тот моментально изъявил согласие участвовать в съемках. Проблемы со здоровьем не стали для Баталова препятствием.

Фильм «Девять дней одного года» рассказывает о работе физиков-ядерщиков. Вымысел тонко перекликается с реальными событиями. Баталову удалось создать образ ученого, представителя элиты 20-го века, человека мысли. Эта роль принесла ему Государственную премию РСФСР.

Многогранность талантов Алексея Баталова: развитие карьеры

Алексей Баталов не ограничивал себя лишь одной сферой деятельности. С начала 60-х годов актёр начал увлекаться режиссурой. Всего он снял три киноленты: «Шинель» (1959 г.), «Три толстяка» (1966 г.) и «Игрок» (1972 г.). Самой успешной многие критики признают киноленту «Три толстяка», где Алексей выступил также актёром и постановщиком. Экранизация классического произведения отличалась трепетным отношением к авторскому тексту, а также присутствием многочисленных трюков без страховки. Сам Баталов сыграл роль канатоходца и самостоятельно выполнил чрезвычайно опасный трюк

Алексей Баталов о фильме «Три толстяка» Важное место в жизни Баталова занимали радиопостановки. Благодаря новому увлечению актёра появились всем известные радиоспектакли: «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова, «Казаки» Льва Толстого, «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира и многие другие

С 1974 года актёр занялся озвучиванием мультфильмов. Его голос зрители могли слышать в известнейших советских мультфильмах: «Ежик в тумане», «Лягушка-путешественница», «Ключи от времени». С 1975 года Баталов преподавал во ВГИКе, а в 1980 году защитил диссертацию на получение ученого звания — профессор, и возглавил одну из кафедр.

Таким образом, можно смело заявить, что Алексей Баталов долгое время являлся одной едва ли не самым яркой фигурой в отечественном кинематографе. Так что кому-то может показаться странным, что в 1979 году гениальный актёр решился сыграть в, казалось бы, совсем заурядной мелодраме Владимира Меньшова. Тем не менее, фильм «Москва слезам не верит» со временем был разобран на цитаты и стал украшением отечественного кинематографа.

«Москва слезам не верит»: Алексей Баталов в роли Гоши

Режиссёр тщательно подбирал актёра на роль Гоши, но убедительным оказался лишь Алексей. Да и кто бы смог сыграть более естественно роль простого слесаря, непринуждённо знакомящегося в общественном транспорте с женщиной, строго воспитывающего молодое поколение, иногда выпивающего, но при этом способного влюбить в себя женщин всей страны? Другой актёр, иная манера или даже взгляд могли превратить этого искреннего персонажа в обычного хама. Вызывала восхищение и очаровательная Вера Алентова, супруга Меньшова, сыгравшая в ленте главную женскую роль – «железную леди» Екатерину Тихомирову.

Алексей Баталов и Вера Алентова: 35 лет спустя

В 1981 году «Москва слезам не верит» была удостоена премии американской киноакадемии. «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм» стал подтверждением гениальности ленты. На этом фильме Баталов практически окончил свою актерскую карьеру, посвятив время преподавательской деятельности и озвучке мультипликационных фильмов. Среди его последних актерских работ: «Скорость», «Зонтик для новобрачных», «Досье человека в мерседесе», «Полтергейст-90». Также Алексей Баталов появился с камео в ремейке фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь: 50 лет спустя».

«Полтергейст-90» – один из последних фильмов с Алексеем Баталовым

Баталов и должность кинорежиссера

Режиссерский дебют Владимира Петровича впервые состоялся во время торжественного показа фильма «Бабы», где он также сыграл одну из ролей. Данная кинокартина была выпущена перед самым началом войны. Невероятно, но она получилась просто отличной. Многим зрителям понравилась работа нашего автора, придумавшего сценарий о бедной женщине, которой изменял муж.

Вот только эта работа так и осталась единственной, хотя и имела ошеломительный успех. Разговоры о том, почему Баталов больше не снимает фильмы, до сих пор не утихают. Скорее всего, он просто больше любил театр и поэтому посвятил себя именно ему.

Первый брак

Алексей Баталов родился и вырос в творческой семье. Его мать – актриса театра и кино Нина Ольшевская — была близкой подругой Анны Ахматовой. Отец Владимир Баталов (сценический псевдоним Аталов), бывший театральный артист активно занялся киноиндустрией и продвинулся в качестве режиссера и актера. Родительский брак распался, когда Алексею не исполнилось и пяти лет. Его мать вышла замуж за известного писателя-сатирика и сценариста Виктора Ардова. Приятелем отчима был иллюстратор журнала «Крокодил» и других сатирических изданий Константин Ротов. С его дочерью Ириной Алексей был знаком с раннего детства. В 1940 году у девочки также появился отчим – историк и сценарист Николай Коварский. Родители дружили и часто бывали в гостях друг у друга.

Интересный факт! Константин Павлович Ротов (1902-1959) был арестован в 1940 году и приговорен к лишению свободы на 8 лет за карикатуру, которую нарисовал еще в 1934 году. Николай Коварский официально удочерил Ирину.

В годы войны обе семьи были отправлены в эвакуацию. Ирина была на два года моложе Алексея, но еще в подростковом возрасте он любовался ее изящной фигуркой на фоне ледового катка, когда она с легкостью исполняла пируэты на коньках. Настоящее чувство возникло, когда они встретились после войны. Ирина выросла и превратилась в настоящую красавицу. Алексей Баталов всегда был очень скромным человеком. С Ириной ему было легко и просто общаться. Когда девушка достигла совершеннолетия, они поженились.

Алексей Баталов и его первая жена Ирина Ротова

Мама Ирины — писательница и драматург Екатерина Борисова – не приветствовала ранний брак дочери и не одобряла выбор актерской профессии своего зятя. А он, не жалея сил, улился в школе-студии МХАТ, играл в спектаклях, уезжал на съемки в другие города. Молодые супруги подолгу не виделись. Частые разлуки, протесты родителей и возникшее между ними недопонимание разрушали неокрепшую семью. Алексей и Ирина отдалялись друг от друга.

Роман с кинематографом

Первый раз в кадре Алексей появился еще во время работы в фильме «Зоя». Юный исполнитель эпизодической роли в тот момент являлся еще учеником школы, но смог настолько убедительным во время работы, что режиссеры заприметили харизматичного паренька.

Несмотря на удачный дебют, в следующий раз предложение сняться в кино поступило Баталову лишь спустя 10 лет. Режиссер Хейфиц увидел в молодом человеке потенциального исполнителя главной роли в своем фильме «Большая семья». Иосифу нравилось благородство, принципиальность и работоспособность Леши, которого он в последствии приглашал в большинство своих фильмов. Так появились «Дама с собачкой», «Дело Румянцева» и «День счастья». Вскоре Баталова стали приглашать другие режиссеры, что добавляло парню уверенности относительно правильного выбора профессии.

Новый этап в жизни артиста наступил после работы в культовом фильме Михаила Калатозова «Летят журавли». Образ героического солдата, готового отдать жизнь ради спасения родины, принес Алексею всесоюзную славу. На фестивале в Каннах фильм получил главный приз, принеся известность всей съемочной команде. Но многочисленные поклонницы не радовали трудолюбивого актера, потому что во время съемок он получил серьезную травму, после которой требовалась длительная реабилитация.

Детство и юность актёра

Говорят, что природа отдыхает на детях, дескать талант передаётся через поколение. Но есть и другая поговорка: «Яблоко от яблони недалеко падает».

Баталов Алексей Владимирович родился в 1928 году во Владимире в семье творчески одарённых родителей и пошёл по их стопам, а где-то даже превзошёл.

Мама Нина Ольшевская и папа Владимир Баталов работали в МХАТе. Брат отца Николай вместе с женой также были неплохими актёрами. Николай Петрович даже получил звание Заслуженного артиста РСФСР в 1933 году. Поэтому Алексей с раннего детства окунулся в театральную среду и знал всю её подноготную.

Нина, мама Алёши, родилась в городе Владимире в аристократической семье. Её мамой была польская аристократка графиня Понятовская, а отец – главный лесничий губернии. Кстати, крёстным Ниночки был известный революционер Михаил Фрунзе. Девушка в 17 лет поступила в студию при Художественном театре, а её преподавателем был сам Станиславский.

Отец – Владимир Петрович – также рано начал свою театральную карьеру. Он учился во второй студии Художественного театра и был помощником Станиславского. За свою жизнь успел побывать режиссёром Большого театра оперы и балета, радиотеатра, а также Театра им. Ленинского Комсомола. Преподавал в студии «Мосфильм» и ГИТИС.

К сожалению, родители маленького Алёши развелись, а мама вышла замуж во второй раз. Так у пятилетнего мальчика появился отчим – Виктор Ардов (настоящая фамилия Зигберман), известный сценарист, писатель, публицист и драматург. Он очень тепло относился к пасынку, считал его своим родным сыном и старался воспитать из него хорошего человека. И ему это удалось, недаром Алексей Владимирович с уважением и любовью отзывался о своём втором отце.

У Нины и Виктора появились еще двое сыновей, братьев Алексея. Михаил стал писателем и протоиреем, а Борис – режиссёром, актёром театра и кино. Все творческие люди.

У Ардова было множество друзей, которые часто были в его доме – Михаил Булгаков, Борис Пастернак, Анна Ахматова, Фаина Раневская, Осип Мандельштам, Михаил Зощенко, знаменитые Ильф и Петров – весь цвет культурной жизни того времени. Их фотографии до сих пор можно найти в семейном архиве Баталова.

Несомненно, встречи с великими людьми, пусть Алексей и был ещё ребёнком, оказали на него большое влияние. Он смотрел, слушал, запоминал – поневоле крутился в среде творчески одарённых людей.

Когда началась война, Алёшка был двенадцатилетним подростком. Вместе с мамой он эвакуировался в Бугульму – небольшой уральский городок в Татарстане. Нина Ольшевская не изменила профессии и организовала маленький театр. Именно там будущий великий актёр и сделал свои первые шаги на сцене.

В 1944 году он получил первую эпизодическую роль в кино. Фильм «Зоя» о героической партизанке Зое Космодемьянской. Произошло это случайно, просто весь их класс взяли на массовку, а Алексею даже достался небольшой текст.

После Победы семья вернулась в Москву, где Алексей окончил школу и поступил в МХАТ.

Смерть

В 2021 году с Баталовым приключилась беда. Актер оказался в больнице — в январе сломал шейку бедра на правой ноге. Перелом оказался непростым. Пришлось делать повторную плановую операцию в московской больнице, но врачи сломанную кость сумели восстановить.

Состояние здоровья Баталова улучшилось. Рана на ноге заживала, но артиста беспокоило давление, ведь давние проблемы с сосудами дают о себе знать. Медики рекомендовали Алексею Владимировичу бросить курить.

Алексей Баталов умер в июне 2021 года

В 2021 году актер отметил 88-летие.

15 июня 2021 года Алексей Баталов умер. С января этого года актер не покидал стены больницы после полученной травмы.

Соболезнования близким

Теплые слова в адрес усопшего прозвучали не только от его коллег по творческому цеху, но и от ряда политических деятелей. Большинство из посланий были зачитаны в процессе проведения церемонии прощания, проходившей в московском Доме Кино 19 июня 2017 г. Вот краткое содержание некоторых:

  • В. В. Путин (Президент РФ) написал, что Баталов прошел длинный, полный событий путь, оставил после себя учеников и последователей. Светлая память о нем останется в сердце каждого, кто его знал.
  • В. Матвиенко (спикер Совета Федераций): «Мы навсегда запомним его как светлого, доброго и открытого человека. Даже спустя многие годы его работы остаются любимы, востребованы и близки зрителю…».
  • С. Собянин (мэр г. Москвы): «…Без преувеличения, он вошёл в историю мирового кинематографа. Соболезную семье, близким и поклонникам великого актёра».
  • А. Лукашенко (Президент республики Беларусь): «…Его легендарное имя связано с яркими и незабываемыми страницами истории русского кинематографа. Фильмы с его участием относятся к Золотому резерву современной кинокультуры».

Отчим

Таким образом большую часть детства Алексей Баталов воспитывался в семье своего отчима Виктора Ефимовича Ардова. На самом деле Ардов – это всего лишь псевдоним, а настоящая фамилия драматурга – Зигберман. В роду Виктора Ефимовича были так называемые сефарды, представители одной из субэтнических групп евреев. Как утверждал Юрий Федосюк в книге «Короткие встречи с великими», именно поэтому поначалу Зигберман хотел взять фамилию Сефардов, но затем решил сократить ее на первые 3 буквы. Под этим псевдонимом Виктор Зигберман и стал знаменитым.

В основном Ардов специализировался на сатирической и юмористической литературе. Он писал театральные пьесы, смешные монологи для эстрадных и цирковых артистов, рассказы и скетчи. Кроме того Виктор Ефимович рисовал карикатуры, а также сам выступал на сцене в качестве актера и конферансье.

В связи с тем, что Виктор Ардов и его жена Нина Ольшевская являлись представителями тогдашней актерской элиты, в их доме часто бывали Бродский, Зощенко, Солженицын, Цветаева, Тарковский, Раневская. А известная поэтесса Анна Ахматова вообще была одной из самых близких приятельниц матери Алексея Баталова.

Ностальгический клуб любителей кино

Родители Алексея Баталова — МХАТовские актеры Владимир Баталов и Нина Ольшевская, но с детства он воспитывался в семье писателя Виктора Ардова, второго мужа его матери. Артист лично встречался с Ахматовой и Булгаковым, а диплом ему подписывала сама Ольга Книппер-Чехова. В таких обстоятельствах его жизнь не могла сложиться «обычно». Баталов — человек-легенда. Актер, о котором говорят и будут говорить, только добавляя эпитет «великий». Он одинаково правдоподобен в ролях «простых советских парней», как Саша Румянцев или Гоша (он же Гога), интеллигентов, как чеховский Гуров и булгаковский Голубков, и персон «голубых кровей», вроде князя Трубецкого.

Артист Алексей Баталов за работой у себя дома. 1963 год

«Большая семья» (1954)

Всесоюзную популярность молодому актеру Алексею Баталову принесла роль рабочего Алексея Журбина в фильме классика советского кино Иосифа Хейфица «Большая семья». Картина о семье потомственных рабочих-судостроителей снята по роману Всеволода Кочетова «Журбины». Баталов признавался, что роман показался ему скучным и осилить его актер не смог. Но навыки рабочего-клепальщика Баталов осилил, чтоб не было претензий от профессионалов. Несмотря на производственную тему сценария, Хейфицу удалось снять не социалистическую «агитку», а живую картину, которая вошла в золотой фонд отечественного кино. Для Баталова эта роль открыла двери в большое кино, он писал в своей книге «Судьба и ремесло»:

Я приехал в послевоенный Ленинград работать по приглашению знаменитого режиссера Иосифа Хейфица. Первая настоящая роль в художественном фильме, первая встреча с корифеями советского кино, первые дни самостоятельной актерской жизни — все было ново и захватывающе увлекательно. Все силы, все мысли, все чувства накрепко привязаны к работе, и, кажется, происходи эти съемки даже на Луне, и то ничто не могло бы оказаться интереснее и важнее.

Ленфильм (1954)

Кадр из фильма «Большая семья»

В 1955 году фильм стал лауреатом Каннского кинофестиваля в номинации «Лучший актерский ансамбль». Вместе с Алексеем Баталовым членов большой семьи Журбиных сыграли Сергей Лукьянов, Борис Андреев, Вера Кузнецова, Клара Лучко, Сергей Курилов. В интервью Алексей Баталов неоднократно признавался, что Хейфиц «сделал его, как папа Карло Буратино: взял одно полено из груды и вырезал из него актера Баталова».

«Дело Румянцева» (1955)

Сразу после «Большой семьи» Баталов снова снялся у Иосифа Хейфица в картине «Дело Румянцева», на сей раз в роли водителя грузовика Александра Румянцева, который становится жертвой преступных махинаций начальника автобазы.

Алексей Баталов и Нелли Подгорная в фильме «Дело Румянцева»

Профессиональные права на вождение «МАЗа» Баталов получил еще в армии, так что ничему специально учиться не пришлось. Актер всегда любил возиться с машинами. Баталов признавался, что не стань он актером, наверное, был бы профессиональным водителем.

Оба персонажа фильмов Хейфица — и Журбин, и Румянцев — в чем-то похожи друг на друга и на самого актера. Баталов писал о них: «Алексей Журбин и Саша Румянцев — это, конечно, мое поколение, и нас всех одинаково пропустила через свое горнило война».

«Летят журавли» (1957)

Роль в военной драме Михаила Калатозова «Летят журавли» по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые» стала для Баталова поистине эпохальной. В 1958 году картина получила «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале. История любви Бориса (Алексей Баталов) и Вероники (Татьяна Самойлова), разлученных Великой Отечественной войной, покорила весь мир. По прошествии 65 лет «Летят журавли» по-прежнему один из самых пронзительных фильмов о войне и любви.

Кадр из фильма «Летят журавли»

Съемки фильма проходили сложно, часто прерывались для поиска нужного режиссерского или операторского решения. Баталов восхищался работой оператора Сергея Урусевского в этом фильме, о чем вспоминал в своей книге «Судьба и ремесло»:

«Медленно, как-то особенно томительно идет время, и вот, когда уже всем передалось его волнение и необъяснимая мертвая пауза кажется бесконечной, откуда-то из угла, из-под вешалки вдруг звучит негромкий, взволнованно радостный голос Урусевского: «Ну давайте вот так попробуем разочек сделать… Так вроде ничего…». С этой секунды все оживает и идет с головокружительной быстротой».

Съемки, кстати, едва не стоили Баталову жизни: актер сорвался с отвесного берега и сильно ударился лицом о разлом подпиленного дерева. Все разрешилось благополучно, актера доставили в больницу города Дмитрова, где его блестяще прооперировали.

Кадр из фильма «Летят журавли»

«Под полярной звездой»

В 2002 году Сергей Баталов исполнил главную роль в многосерийном телефильме «Под полярной звездой», рассказывающем о нелегких трудовых буднях суровых промыслов Сургута. Действие картины происходит в 70-х годах, и кажется, что все события этого фильма были действительно сняты в то далекое время, когда существовал великий Советский Союз, и все его герои — настоящие советские люди, жившие в эпоху, позже названную «застоем».

В образе своего героя Баталов удивительно достоверен, а наблюдение за его игрой подобно глотку настоящего свежего воздуха, особенно на фоне засилья западных блокбастеров, в своем большинстве лишенных какой-либо души.

Уверенность в жизни и работе

Слава не вскружила голову Алексею, который продолжал активно трудиться в кино и театре. В 1960 году он исполнил отрицательную роль в истории «Дама с собачкой», тем самым развенчав мифы о невозможности вырваться из рамок одного типажа. Эта работа принесла большое количество международных наград, став новым витком в жизни актера.

Как свидетельствует биография, Алексей Баталов (фото в статье) в 1962 году получил предложение исполнить роль ученого-физика в истории «Девять дней одного года». Михаил Ромм категорически отказывался снимать в этой роли кого-то другого, прописывая образ именно под Алексея. Вместе с Даниилом Храбровицким они даже отправили сценарий в Симферополь, где в то время проходил лечение артист.

Режиссеры понимали мизерность шансов на успех, потому что у Баталова после перенесенной травмы возникли серьезные проблемы со зрением, и свет софитов мог значительно ухудшить его состояние. Но после прочтения сценария, настоящий фанат свой профессии в очередной раз отказался думать о собственной безопасности. Он прервал лечение, отправившись в столицу ради работы.

В итоге фильм вошел в список лучших работ прошлого века, принеся признание и награды всем членам съемочной команды. Баталов за образ физика был удостоен Государственной премии.

Инстаграм и Википедия Алексея Баталова

За артиста в интернете много чего пишут, но лично он не ведет свой блог.

Инстаграм и Википедия Алексея Баталова нет. По жизни он в основном занимался театром и режиссёрством. Он очень любил это дело. Ещё его любимое дело преподавательство, он до сих пор даёт уроки юным дарованиям. Написал несколько книг. Больше особо не чем не увлекался.

Алексей Баталов поделился своим опытом. У него есть несколько правил, по которым он прожил всю жизнь, и это помогло ему обрести счастья:

  • Не нарушать гармонию окружающего мира;
  • Помогать больным, бескорыстно;
  • Не стыдиться не какой работы;
  • Нельзя не работать;
  • Из любой ситуации извлекать урок;
  • Всегда искать свой путь;
  • Хранить любовь и верность;
  • Не изменять любимому;
  • Быть преданным своему делу.

Вот по таким правилам и прожил большую часть жизни Алексей. И именно они помогли ему справиться со всеми проблемами, которые встречались ему на пути. А, как известно он испытал не мало. Он самостоятельно с женой выходили дочку, и воспитали правильно, сделали из неё хорошего человека.

Инстаграм и Википедия Алексея Баталова фото

Самое любимое его дело было радиопостановки. Он поставил много интересного. После актёр начал озвучивать мультики. Алексей Баталов был весьма яркой фигурой в Советском кинематографе. И много чего для него сделал.

Фильмы

Еще будучи школьником, Баталов сыграл первую роль в кино в картине «Зоя» режиссера Лео Арнштама. Следующий опыт работы в кино актер получил только через 10 лет. Иосиф Хейфиц предложил актеру главную роль в фильме «Большая семья». Режиссер тогда создавал на экране новый образ рабочего, и помогал в этом именно молодой Баталов. Позже он не раз играл в фильмах Хейфица: в 1955 году фильм «Дело Румянцева», в 1960 – «Дама с собачкой», в 1964 – «День счастья». Во всех этих кинолентах герои Баталова – интеллигентные, сильные духом люди. Этот образ понравился режиссерам, и Алексей Баталов начинает получать новые предложения.

Алексей Баталов в фильме «Большая семья»

В 1956 году Марк Донской приглашает играть роль Павла Власова в экранизации повести Горького «Мать». В следующем году Алексей Баталов исполняет роль, которая стала новой вехой в его биографии. Речь идет о картине «Летят журавли» Михаила Калатозова. Фильм, ставший легендарным, принес Баталову известность и любовь зрителя. Кинолента создала неповторимый образ солдата, не вернувшегося с войны. Спокойствие, ирония, мужество и интеллигентность – вот каким стал советский солдат благодаря игре Баталова.

Новые грани актера открыла экранизация «Дама с собачкой». В 1960 году артисту пришлось перешагнуть уже позитивный образ, который воспринимался зрителем на экране. Роль Гурова потребовала от него немало работы, но результат стоил того. Картина получила большое количество наград, в том числе международных.

Алексей Баталов в фильме «Дама с собачкой»

В 1962 году Алексей Владимирович играет в фильме «Девять дней одного года» роль Дмитрия Гусева, физика, получившего высокую дозу радиации. В начале 60-х годов Михаил Ромм и Даниил Храбровицкий специально под Баталова решили написать сценарий к этому фильму, но их ждало разочарование. Стало известно, что актер серьезно болен. Из-ха проблем с глазами свет софитов ему противопоказан. Тем не менее авторы сценария решили послать новый материал в глазную клинику, где лечился Баталов, предварительно предупредив его о будущей роли. Актер среагировал моментально, рванув из Симферополя в Москву к создателям киноленты, заявив, что готов участвовать в съемках.

Картина «Девять дней одного года» повествует о работе физиков-ядерщиков и частично основана на реальных событиях. От Баталова требовалось не скатываться в трагедию. Актеру предлагалось показать человека мысли, ученого, представителя элиты ХХ века, и Алексей Владимирович отлично справился с этой задачей. Артист в 1966 году за эту роль получил Государственную премию РСФСР.

Алексей Баталов в фильме «Девять дней одного года»

В 60-х годах Баталов все больше увлекается радиотеатром и режиссурой. И только в 70-х опять начинает появляться на экранах. Режиссеры активно используют созданный им имидж.

Также с 1975 году Баталов преподает актерское мастерство во ВГИКе, а с 1980 становится профессором и заведующим кафедрой. Новая волна всенародной любви хлынула на артиста в 1980 году после выхода на экраны фильма «Москва слезам не верит». Эта лента стала вершиной в творческой биографии актера.

Алексей Баталов в фильме «Москва слезам не верит»

Слесарь Гоша вернул на экраны персонаж рабочего-интеллигента, став легендарным персонажем советского кинематографа. До сих пор гордый и независимый «Гоша, можно Гога», мастерский воплощенный Баталовым в оскароносном фильме режиссера Владимира Меньшова – секс-символ отечественного кино.

В 2006 году Баталов последний раз появлялся на съемочной площадке. Тогда актер поучаствовал в съемках фильма-мюзикла «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!». С тех пор артист перевоплотился в писателя, представив сборник мемуаров.

Алексей Баталов в фильме «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!»

Алексей Баталов пишет стихи, сценарии, детские сказки, а также увлекается живописью. В 1984 году в издательстве «Искусство» вышла книга Алексея Баталова «Судьба и ремесло». Артист также автор книги «Диалоги в антракте» и главы об Анне Ахматовой в книге «Легендарная Ордынка», написанной совместно с Михаилом и Борисом Ардовыми.

Вклад Баталова в развитие отечественной культуры высоко оценен высшими государственными и общественными наградами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector