Над искусственным островом близ Кронштадта возвышается один из самых старых маяков России — маяк Толбухин. Его история началась с эскиза, созданного самим Петром I. К неказистому рисунку император приложил записку: «Прочее даётся на волю архитектору».

В 1719 году на острове, что расположился к западу от Котлина, возвели деревянную конструкцию, увенчал которую огромный фонарь — это и был некий прототип будущего каменного маяка.

Как показала практика, деревянный маяк под названием Котлинский не был столь удачным. Работу фонаря поддерживала свеча, света которой, естественно, было недостаточно. Чтобы решить проблемы с освещением, пробовали сжигать конопляное масло, но и этого оказалось мало. Света катастрофически не хватало. В темноте осенней ночи, да ещё и в непогоду, тусклое свечение маяка не было заметно даже на достаточно близком расстоянии. С этого момента, чтобы побороть непроглядную тьму, в маяке стали сжигать уголь и дрова.

Новый этап в истории наступил в 1736 году. Котлинский маяк стали именовать Толбухиным, в честь первого коменданта Кронштадта и героя русско-шведской войны. Тогда же было принято решение исполнить маяк в камне. За окном бушевала непогода, вода была ледяная. Из-за этого смогли возвести лишь часть конструкции, установив каменный фундамент. Сама конструкция так и осталась деревянной. В таком виде маяк прослужил около 70 лет.

Но времена меняются, и прогресс не стоит на месте: в сентябре 1810 года деревянную конструкцию всё же заменили каменной. Увенчал башню современный 12-гранный фонарь с 24 серебряными отражателями. Свет фонаря поддерживался 40 масляными лампадами. В то же время у маяка возвели несколько подсобных сооружений: баню и небольшой караульный дом для смотрителя. Минуло 23 года, и модернизация продолжилась. Для того чтобы поддерживать работу маяка, над караульным домом надстроили второй этаж с галерей, что позволяло поддерживать работу сооружения даже во время шторма или наводнения.

Словно повинуясь воле Петра I, который нарисовал эскиз маяка, инженеры не прекращали свою работу, и в 1867 году у маяка появился диоптрический аппарат, а в 1970-м построили причал и укрепили остров бетонными плитами.

Современный Толбухин провожал и встречал корабли, совершающие кругосветки. Здесь же проходила первая в России регата 8 июля 1847 года.

В годы Великой Отечественной войны маяк изрядно пострадал из-за частых налётов и обстрелов, но ни на секунду не погас.

Сегодня свет от маяка видно аж за 19 миль. На его траверзе начинается Большой Кронштадтский рейд, ведущий в порты Кронштадта и Санкт-Петербурга.